Ирония как феномен культуры |
Ирония как феномен европейской культуры: взаимодействие романтизма и постмодернизмаТ. В. Медведок Ирония в качестве философской и эстетической категории обретает центральный статус в философии постмодерна, где постулируется идея невозможности ни оригинальности на творческом уровне, ни первоздан-ности на уровне онтологии. Тщательное рассмотрение данного феномена, репрезентированного в современной модели философствования, обнаруживает немалое сходство с толкованием иронии, предложенным в свое время представителями романтизма. Историко-философский анализ, посвященный сравнительному изучению особенностей иронии в постмодернизме и концепции романтиков, не только проливает свет на понимание иронии как феномена культуры, но и позволяет выявить традицию преемственности ее основоположений в философии. Романтическая ирония зачастую изображается как своеобразный итог фихтеанского субъективизма, доведенного до крайности, что, по существу, является неполным и ошибочным трактованием романтизма В. Ф. Гегелем. Романтики не стоят на позиции самодостоверного Я – для них свойственно сомнение относительно чистой самосознательной субъективности, возведенной в абсолют И. Фихте. Если для представителей романтизма в сознании и существует нечто, неподверженное акту сомнения, так это, в первую очередь, его открытость и готовность идти на встречу таинственному и самозаконному, не тождественному ему миру. «Подлинное различие между нашей и фихтевской философией заключается в том, что И. Фихте говорит: Я –это одновременно и субъект и объект, тогда как на нашем языке ему следовало бы сказать: я становится объектом для себя самого», – отмечал Ф. Шлегель, допуская трактовку Я как части объективного мира [1, с. 155]. Для романтиков уже не существует более предметов как данностей; объективные связи трактуются ими неоднозначно, причем среди многочисленных отношений невозможно выделить определяющие. Все в одинаковой степени заслуживает внимания, «благодаря чему именно и возникает тот чудесный романтический порядок, который не взирает ни на ранг, ни на достоинство, первые то будут вещи или последние, великие или малые» [2, с. 102]. Отношение к мысли оказывается тождественным отношению к личности у романтиков: они протестуют не только против мелочной опеки человеческой жизни, но и возражают относительно стремления регламентировать мысль, втиснув ее в рамки целесообразного использования внутри той или иной конструкции метафизического порядка. Если для представителя Просвещения мысль – это параграф, то для романтика она фрагмент, потенциальное множество интерпретаций и выводов. Объявление: Романтическая ирония – это культура воздержания от практических философских рекомендаций, от поспешных и несколько преждевременных решений морально-политического характера, на которые не скупились идеологи Просвещения. Точно так романтики истолковывали скептическое сомнение, заставляющее мыслителя в очередной раз редактировать найденный вариант решения. «Настоящий скептик стремиться задержаться в этом состоянии, пребывать в нем, считая это даже добродетелью, ибо оно предстает ему состоянием резиньяции. покоя и самоограничения», – писал Ф. Шлегель [1, с. 115]. В постмодернистском типе философствования происходит отказ от главенствующего положения субъекта в любых версиях его артикуляции. Если классическая культура была представлена господством объективизма, художественный модернизм характеризовался выдвижением субъективизма, то в рамках постмодернизма феномен субъекта выступает в качестве проблематизации. Для собственной версии обозначения субъекта характерна радикальная децентрация индивидуального, проводимая под лозунгом «смерть Субъекта». Провозглашение децентризма в качестве фундаментальной установки, основывающейся на радикальной критике классических представлений о структурности, вызывает отказ от презумпции наличия особенных точек и осей пространственной среды и семантической области. В децен-трированном пространстве теряется избранность любых артикулированных точек, поскольку оно перестает восприниматься как система мест. Символом иронии постмодернизма становятся кавычки, задающие многоуровневую возможность прочтения текста, реально существующего в качестве феномена интертекстуальности. Каждый текст представляет собой новую ткань, созданную из старых цитат. Ставятся кавычки или они отсутствуют, узнает читатель источник, на который ссылается автор, или нет, сможет понять иронию автора и как выстроит собственное ироничное отношение к тексту, – все это задает в постмодерне неограниченную свободу языковых игр в поле культурных смыслов. Постмодернизм преодолевает романтическую невозможность выбора и заменяет ее осознанием относительности своего языка и дискурса что дает возможность осуществлять коммуникацию в другом языке и взаимодействии с другим дискурсом в ситуации программного плюрализма. Таким образом, ирония, заявленная романтиками, или имеющая место в условиях постмодернистской культурно-символической вторично-сти означивания, является своеобразным знамением времени и подлинным признаком развития культуры. Литература 1. Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1983. 479 с. 2. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980. 638 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|