Планирование рекламной деятельности |
Планирование рекламной деятельности организацииТ. О. Петухова В условиях становления рынка, характеризующихся жесткой конкуренцией, возникает необходимость в обладании самой различной информацией. Отношения конкуренции вынуждают руководителей организаций постоянно заниматься поисками информации, преобразованиями, маркетинговыми исследованиями. Одним словом, реклама активно проникает в сферы политической и экономической жизни, гибко используя достижения научно-технического прогресса. Требованиям времени отвечают рекламные проекты. Возникает новая для Беларуси сфера коммуникации – это сфера взаимодействия товаропроизводителей с потребителями посредством рекламы. Специфика рекламы и положения масс-медиа в белорусском обществе определяются особенностями политической и экономической ситуации, сложившейся в стране и характером рынка. В отношении зависимости от власти находятся СМИ, а соответственно, и значительная часть рекламного бизнеса. Для контроля над СМИ вырабатываются разнообразные механизмы: контроль за рекламными блоками, отключение от рекламы, неравные условия государственных и негосударственных СМИ в получении субсидий, своеобразная правовая политика в этом вопросе. Но, несмотря на все ограничения, в целом, на страницах газет в теле-и радиоэфире появляются передачи и рубрики, ориентированных на определенную аудиторию. Этот факт говорит об интересе со стороны организаций различного профиля к вопросам планирования эффективной рекламной деятельности. Комплексная рекламная деятельность – «это совокупность средств, методов и способов распространения информации» [7, с. 12]. Сущность рекламы как деятельности можно объяснить в терминах тех функций, которые она играет в бизнесе и обществе: маркетинговой, коммуникационной, экономической, социальной. Прежде всего, реклама рассматривается как один из инструментов маркетинга – «процесса планирования и реализации замысла, ценовой политики, продвижения, распространения идей, товаров и услуг с целью создания условий для обменов, которые удовлетворяют потребности потребителей и обеспечивают достижение организационных целей» [6, с. 102]. Как и любая другая сфера деятельности, маркетинговый комплекс имеет свою структуру (маркетинговый микс), которая состоит из следующих инструментов: продукт, цена, место, продвижение или маркетинговые коммуникации. Объявление: Маркетинговые коммуникации определяются как «процесс взаимодействия субъектов маркетинговой системы по повышению согласования и принятия практических и структурных решений в микроэкономической деятельности или, как совокупность видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукции до потребителей и стимулированию у них желания приобрести этот товар. Это средство связи между продавцом и покупателем в рамках сбыта». [3, с. 47]. Каждая отдельная структура маркетинга имеет свою подструктуру. Структура комплекса маркетинговых коммуникаций определяется использованием в определенной пропорции 5 основных компонентов: собственная реклама (отдельные рекламные акции и рекламные кампании), методы стимулирования сбыта, методы прямого маркетинга и личных продаж, методы связей с общественностью, информация о пункте торговли и упаковке. Есть подходы в отношении средств маркетинговой коммуникации, в котором они делятся: 1. Основные (реклама и прямой маркетинг, к которому относятся: личная продажа; каталог-маркетинг; телефонный маркетинг (магазин на диване); Internet – маркетинг; связи с общественностью и стимулирование сбыта. 2. Синтетические: спонсорство; участие в выставках; интегрированный маркетинг в местах продажи; брэндинг; слухи. Также маркетинговые коммуникации принято делить на: 1. Внешние – те, которые направлены организацией вне своей структуры: на клиентов, на поставщиков, на частных экспертов, на другие кампании и управленческие структуры. 2. Внутренние – направленные на акционеров сотрудников организации, на отделы. [5, с. 6]. Реклама не единственный, но наиболее зримый элемент маркетинговых коммуникаций, которые, в свою очередь играют важную роль в структуре маркетинга, а маркетинговый план входит в состав общего бизнес-плана организации. Реклама – «это оплачиваемая неперсонифицированная коммуникация о продукции, услугах и идеях осуществляемая идентифицируемым спонсором, обычно имеющая характер убеждения и использующая различные информационные носители с целью склонить к чему-либо аудиторию и повлиять на нее». [3, c. 47] Отличительным признаком современной рекламы является не просто формирование спроса на продукт, а управление им внутри избранной группы потребителей. Реклама закладывает фундамент реализации товаров. Рекламная деятельность организации как и любая другая предполагает процесс планирования. В самом широком смысле планирование понимается как «управленческий процесс определения целей и путей их достижения. Формирование системы планирования дает возможность фирме эффективно решать ее важнейшие проблемы». [1, с. 48] Планы делают фирму более подготовленной к внезапным переменам, позволяют заранее определить программу действий в следствии конкретных опасностей и возможностей. К основным направлениям и документам планирования рекламной деятельности относят: общее стратегическое планирование, стратегическое маркетинговое планирование и рекламное стратегическое планирование. План рекламы отражает следующие элементы: 1. Общая стратегия рекламы: цели, охват аудитории, предмет рекламы, концепция товара (конкурентное преимущество, имидж, индивидуальность товара, позиционирование товара). 2. Стратегия рекламного обращения (творческий план). 3. Стратегия выбора каналов рекламных коммуникаций (медиа-бриф, медиа-план, медиа-обсчет, график размещения рекламы, рекламный бюджет. 4. Стратегия продвижения (использование наряду с рекламой остальных средств маркетинговой коммуникации). 5. Стратегия оценки эффективности плана рекламы в целом и составляющих его элементов. Основной формой реализации рекламной деятельности организации является рекламная кампания, которая представляет собой «четкую последовательность рекламных мероприятий, подчиненных одной цели и проводимых планомерно во взаимной связи на протяжении определенного периода времени» [4, с. 58] Выделяют этапы планирования рекламной деятельности фирмы в целом и рекламных кампаний в частности: 1. Ситуационный анализ: исследования компаний и товара; выделение сегмента рынка; изучение аудитории, выявление конкурентов. 2. SWOT-анализ направлен на изучение внутренних факторов, преимуществ и возможностей, а также внешних факторов: анализ риска основных закономерностей и тенденций рынка. На основе ситуационного анализа становятся возможными все виды планирования: общее стратегическое, маркетинговое и рекламное. 3. Формирование рекламной концепции: выделение принципиальных установок и направлений в проведении рекламных кампаний, формулировка целей и задач, определение направленности рекламной кампании, окончательное позиционирование. 4. Разработка плана средств размещения рекламы и творческого плана продвижения. 5. Оценка эффективности сбытовой и коммуникационной эффективности рекламной кампании. Исследование эффективности могут проводиться на протяжении всей рекламной кампании: вначале и в конце. Для этих целей активно используются социологические методы исследований, от наблюдений до контент-анализа Соблюдение всех этих этапов в планировании рекламной деятельности позволит создать эффективный рекламный проект и реализовать коммуникационные и экономические цели организации. Литература 1. Гольман И. А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. М. Гелла-Принт, 1996. 415 с. 2. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПБ.:Вильямс, 2000. 943 с. 3. Катернюк А. В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама. Ростов-на Дону: Феликс, 2001.320 с. 4. Ляпина Т. В. Политическая реклама. Киев. А. С. К.2000. 220 с. 5. Панкратов Ф. Г., Баженов, Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. М. Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 1999. 364 с. 6. . Уэлс У., Берент Дж, Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб «Питер» 1999.736 с. 7. Хромов Л. Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск: АО «Фолиум». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|