Эволюционистский подход к религии |
Сущность эволюционистского подхода к религииО. С. Савченко XIX век – время, когда в научной среде формируются относительно самостоятельные научные дисциплины (социология, этнография, антропология, лингвистика и др.), в рамках которых осуществляется изучение различных явлений человеческой жизнедеятельности и человека, выдвинутых в качестве объекта исследования. Одной из таких научных дисциплин стала «наука о религии». На этапе ее становления были сформулированы основные принципы исследования религии с опорой на рациональное мышление, обозначены основные подходы к религии, в рамках которых формируется понятийно-категориальный аппарат данной науки и методологическая база, а так же были сформулированы дефиниции, отразившие сущность религии. Одним из подходов к религии, который оформился в религиоведении этого периода, был эволюционистский подход. В его основу были поло–жены идея развития и принцип историзма. Формирование эволюционистского подхода к религии было в определенной степени спровоцировано закреплением в сфере социально-гуманитарного знания основных идей теории диалектики и идей Ч. Дарвина, которые явились синтезом всего того, что, было достигнуто наукой 19 в. в рамках позитивистского материалистического мировоззрения. В частности, М. Мюллер писал по этому поводу: «Благодаря влиянию идей, которые Дарвин снова выдвинул на передний план естественной философии, специалисты в разных областях уделяют гораздо больше внимания общему, чем частному. Каждый вид изменения, называемый развитием, теперь кажется постижимым и допустимым, и когда человеческие расы будут сведены к одному общему источнику, когда их следы будут обнаружены в период времени, когда еще не существовало человеческое сообщество, то устранятся трудности при выявлении родства между всеми так называемыми туранскими языками, более того будет выявлена общая основа всего многообразия человеческой речи.» [3, с. 81]. Объявление: Наиболее яркими представителями эволюционистского подхода к религии считаются Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Р. Маретт, Г. Спенсер, к ним можно отнести и К. Тиле, М. Мюллера, О. Плейдера. Сущность данного подхода заключается в следующем. 1. Религия выступает в парадигме эволюционизма как духовное явление человеческой жизнедеятельности, возникающее в доисторические времена и проявляющееся по существу в этот исторический период во всем мире идентично. Дж. Фрэзер отмечал, что «исследования в области древнейшей истории человечества обнаружили, что при множестве поверхностных различий первые грубые философские системы, выработанные человеческим разумом, сходны в своих существенных чертах» [2, с. 8]. Эволюционисты фиксируют наличие единого для всего человечества фундамента религии на котором в дальнейшем строятся «дома» религий мира. Кроме того, проработав эмпирический и исторический материал, представляющий жизнедеятельность различных народов мира на различных этапах исторического развития, на предмет наличия у них религии, они приходят к выводу, который можно, по словами К. Тиле, обозначить как «…способ, каким она проявляется, и элементы, из которых она состоит, везде и во все времена по существу одни и те же» [3, с. 118]. 2. Основными исходными элементами религии являются, по оценке представителей эволюционизма, вера в сакральную сферу и деятельность, направленная на установление и поддержание связи с этой сферой. 3. Религия трактуется в эволюционизме как динамичное явление. Развитие религии интерпретируется в качестве непрерывного процесса изменения по восходящей (прогресс всегда превалирует над регрессом), но ее исходные элементы всегда присутствуют на всех последующих этапах развития. Э. Тайлор писал: «Нет человеческой религии, которая стояла бы совершенно отдельно от других: мысли и принципы современного христианства имеют умственные нити далеко позади, за пределами дохристианских времен, в самых первых начатках человеческой цивилизации и, может быть, даже самого существования человека» [1,с. 208]. 4. По мнению представителей эволюционизма на каждом историческом этапе развития человечества присутствует та или иная форма веры и практическая деятельность, поддерживающая ее, отражающие уровень интеллектуального развития на данном этапе. Развитие религии происходит в исторически-временном пространстве и проявляется в замене одних форм религии другими, подтверждение чему история человечества. Кроме того, исследователи, работающие в рамках эволюционистского подхода, отмечали, что каждому историческому этапу развития характерна определенная форма религии, которая изменяется (смена формы религии или ее смыла, при внешней неизменности формы) при переходе от одной исторической ступени на другую. 5. В рамках эволюционистского подхода религия исследуется способом восхождения от абстрактного к конкретному. Определив, что есть религия по сущности, в дальнейшем возможно представить историю религии более полно, не ограничиваясь историей религии цивилизованных народов. Как писал К. Тиле: «под религией мы понимаем все те явления, которые от других (этических, эстетических, политических и им подобных) отличаются именно как религиозные, т. е. все то, в чем человек выражает свою веру в сверхчеловеческую силу и что он делает, чтобы поддержать свою связь с ней» [3, с. 119]. Аналогично по мысли Дж. Фрэзера: «так вот под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни. Религия в таком понимании состоит из веры в существование высших сил и из стремления умилостивить и угодить им» [2, с. 58]. О. Пфлейдерер взял за основу определение религии, данное отцом церкви Лактацием: «Религия – это связь с Богом посредством благочестия» [3, с. 432]. В понятие «Бог» он вложил общий смысл: «Бог», по Пфлейдереру сверхъестественная сила господствующая над миром. Отталкиваясь от этих общих понятий они рассматривали конкретные исторические религии. В результате использования эволюционистского подхода к религии, последняя предстала перед научным миром как явление историческое, психологическое, социальное, возникшее в доисторический период независимо от откровения, естественно развивающееся в исторически-временном пространстве и проявляющееся во все времена и у всех народов аналогично: через веру в сакральную сферу и действия, поддерживающие эту веру. Литература 1. Тайлор Эдуард. Первобытная культура. М., 1989. 2. Фрэзер Джеймс. Золотая ветвь. М., 1998. 3. Религиоведение. Хрестоматия./Под редакцией А. Н. Красникова. М., 2000. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|