Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Выставочная деятельность





Выставочная деятельность

Выставочная деятельность как социальная система

А. В. Целехович

Выставочная деятельность включает в себя два различных значения: художественная выставка и выставка как «... кратковременное, периоди­чески повторяемое мероприятие, во время которого предприятия на ос­нове образцов дают потребителям представление о предлагаемых това­рах (услугах) с целью их продажи» [3, с. 5]. В данном случае речь пойдет о выставочной деятельности в ее втором значении. Из определения вид­но, что основное назначение выставки лежит в области экономики. Но постоянный рост количества проводимых в нашей стране выставок при­вел к росту их значимости не только как экономического, но и как соци­ального события.

С точки зрения социологии, выставочная деятельность - это набор разноплановых коммуникаций, которые осуществляются преимущест­венно на ограниченной площади выставочного павильона в течение ог­раниченного периода времени. «Социальная система - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общно­стей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность» [2, с. 956]. Выставочную дея­тельность можно рассматривать как социальную систему, так как ее от­дельные элементы, обладая значительной долей автономности в рамках общей системы, все равно осознают себя элементами одного целого (выставки) и подчиняются единым общим правилам взаимодействия. При этом внутренние связи между отдельными участниками в ходе выста­вочной деятельности отличаются высокой интенсивностью, что обеспе­чивает относительную целостность выставки как системы.

В выставочную деятельность включены четыре непосредственных участника, каждый из которых играет свою определенную роль. Во-первых, это – организатор, один или несколько. Во-вторых, это – экспо­ненты или участвующие организации. В-третьих, это – посетители. И, в-четвертых, это – средства массовой информации. Основные организато­ры выставок в Республике Беларусь:

• Национальный выставочный центр «БЕЛЭКСПО»

Объявление:

• Экспофорум

• «Грин Экспо»

• T&C (ЗАО «Техника и коммуникации»)

Согласно общей теории систем, свойства системы в целом несводи­мы к механической сумме свойств ее отдельных элементов и больше этой суммы. Как социальная система выставочная деятельность обладает следующим специфическим свойством: она значительно уплотняет те социальные коммуникации, которые обычно протекают между ее участ­никами вне выставочной деятельности. Это обусловлено тем, что выста­вочная деятельность позволяет в ограниченное время на ограниченном пространстве встретиться именно тем социальным субъектам, которые прямо или косвенно относятся к одной и той же или близким сферам общественной жизни. В первую очередь, это – экономическая сфера. Но также это могут быть сфера средств массовой информации (выставка «СМИ в Беларуси»), сфера отдыха и развлечений, медицины и др. Уча­стники выставочной деятельности получают возможность встретиться почти одновременно с большим числом других значимых для них соци­альных субъектов. Таким образом, те коммуникации, на которые иначе участники могли бы затратить много времени, они осуществляют в тече­ние нескольких дней, которые длится выставка. Конечно, на любой вы­ставке присутствует определенное число случайных участников. Основ­ная часть случайных участников приходится на посетителей.

Одним из отличительных свойств сложно организованных социаль­ных систем являются протекающие в них процессы социального управ­ления. То есть отдельные элементы действуют под воздействием таких факторов, общей интенсивностью, длительностью и другими характери­стиками которых можно в той или иной мере управлять. Таким образом, существование социальной системы подвергается в значительной мере рациональному управлению. С той оговоркой, что поведение отдельных социальных акторов, а также их совокупностей не всегда рационально и предсказуемо. Выставочная деятельность содержит в себе определенные нормы, правила и механизмы, которые позволяют регламентировать по­ведение отдельных участников. Как простей пример, временные сроки проведения выставки или режим работы в течение дня.

Выставка является динамической системой. В ее функционировании можно выделить следующие этапы:

• Подготовительный этап.

• Непосредственно выставочная деятельность.

• Послевыставочный этап. Обычно первым в отдельный этап выделяют этап принятия решения

об организации выставки (для организаторов) или об участии в выставке (для остальных типов участников). Но представляется логичным отнесе­ние принятия подобных решений к подготовительному этапу вместо вы­деления его как самостоятельного. На подготовительном этапе субъекты выставочной деятельности принимают решение о своем участии, нала­живают необходимые для участия связи, осуществляют коммуникации, сопровождающие подготовку участия. На этом этапе также задаются те критерии, по которым впоследствии будет оцениваться успешность уча­стия в выставке. На втором этапе участники осуществляют собственно выставочные коммуникации, то есть те социальные коммуникации, ради которых субъекты участвуют в выставке. На данном этапе наблюдается наибольшая плотность социальных коммуникаций между участниками, так как участники стремятся извлечь из участия в выставке максималь­ный эффект. На третьем этапе производится оценка эффективности уча­стия.

О социальной значимости выставок говорит не столько рост общего числа проводимых выставок, сколько рост числа направлений, в рамках которых проходят выставки. Согласно данным одной из компаний-организаторов («ГринЭкспо») за последние три года возросло количест­во выставок по таким сферам как продукты питания и напитки, сфера развлечений, бытовые услуги. Число выставок, относящихся к сфере промышленности, энергетики и строительной отрасли, остается в целом неизменным. Возможно, это связано с тем, что промышленные выставки проводились уже давно, и их число и периодичность уже устоялись. А сейчас выставочная деятельность начинает осваивать те сферы общест­венной жизни, которые раньше в ней не участвовали. Как показывает анализ годичных календарей выставочной деятельности, разброс направ­лений очень широк: от промышленности и энергетической отрасли до сферы развлечений и религиозных выставок

Выставочная деятельность выполняет следующие социальные функ­ции:

• Интегративная: выставочная деятельность на некоторое время собирает вместе различных социальных агентов, принадлежащих к одной или нескольким смежным областям общественной жизни. Эта функция затрагивает всех участников выставочной деятельности.

• Установление новых и подержание существующих связей. Данная функция, прежде всего, относится к экспонентам и посетителям.

• Информационная: экспоненты, посетители и средства массовой информации участвуют в выставочной деятельности с целью получения и передачи новой информации. В меньшей степени данная функция затрагивает организаторов.

• Получение обратной связи о результатах и качестве своей деятельности. Эта функция практически не затрагивает участие в выста­вке посетителей и средств массовой информации.

• Мониторинг среды: анализ существующих социальных связей (как своих социальных связей, так и социальных связей между другими агентами), поиск и анализ нововведений и основных тенденций текущей и смежных областей деятельности.

• Символическая: создание, поддержание или изменение статуса и образа участника. Эта функция прямо касается всех четырех типов участ­ников, но наибольшее значение имеет для экспонентов и организаторов.

В целом, выставка позволяет участвующим сторонам изучить новые направления развития отрасли, наладить новые контакты и показать свои собственные достижения и новые тенденции. Реже выставки использу­ются участвующими сторонами для получения обратной связи о резуль­татах и качестве своей деятельности.

Литература

1. Назаренко Л. Ф. Выставка как инструмент маркетинга. М., 1997.

2. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евель-кин, Г. Н. Соколова, О. В, Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.

3. Щербич Г. А., Анохина Н. Н. Выставки как инструмент маркетинга: Учеб. Метод. Пособие. Мн.: БГЭУ, 2000. 32 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >