Законодательство о банкротстве |
Законодательство о банкротстве как инструмент рыночной трансформации экономики республики БеларусьТ. С. Силюк Любая экономика не функционирует без вмешательства государства, которое берет на себя ответственность за экономический рост, социальные гарантии, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителей и т. д. Одной из основных функций государства в условиях переходной экономики является целенаправленное создание правовых условий и стимулов для формирования рыночных отношений. В системе таких правовых регулирующих норм особое значение имеет законодательство о банкротстве. Важность обозначенной проблемы усиливается тем, что в настоящее время в Беларуси по официальной статистике около 1/3 предприятий относятся к числу неплатежеспособных, а по неофициальной – их гораздо больше. Разрешить проблему несостоятельности в рыночной экономике возможно в случае применения технологических приемов и процедур, описываемых законодательством о банкротстве хозяйствующих субъектов. Первая версия Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» был разработана в 1991 г., в период, когда рыночные отношения только начинали формироваться. Тогда предусмотреть все аспекты деятельности хозяйствующих субъектов не представлялось возможным. Поэтому долгое время этот закон на практике почти не применялся по причине слабой разработанности механизма санации и банкротства, а также из-за отсутствия необходимых подзаконных актов. Новая версия Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (2000 г.) внесла существенные изменения в концепцию государственного регулирования процессов реструктуризации, санации и банкротства. Несомненное достоинство нового белорусского законодательства о банкротстве состоит в том, что он не ориентирует на ликвидацию предприятия, а, напротив, многие его положения реализуют цели социальной политики, направленные на обеспечение занятости населения и предупреждения социальной напряженности в обществе. Важно отметить, что теория антикризисного управления и практика других стран (Франции, Англии, Германии) убеждают в том, что наиболее действенным средством оздоровления несостоятельных предприятий является процедура санации. Новый белорусский закон, опираясь на мировой опыт, на первое место также выдвигает санацию должника. Если же исправить положение совершенно невозможно, то предусматривается ликвидация предприятия. Хозяйственный суд после тщательного анализа сложившегося положения может принять решение о санации или ликвидации предприятия, причем решение о санации принимается только тогда, когда кризис на предприятии еще не стал всеобщим и есть реальные шансы восстановить платежеспособность предприятия. Санация – это комплекс мероприятий, которые представляются подходящими для того, чтобы избавить предприятие, находящееся в бедственном положении от грозящего банкротства. Она включает мероприятия по изменению прав собственности, договорных или других обязательств, оказанию финансовой поддержки несостоятельному должнику, удовлетворению требований кредиторов в установленные сроки. Санация позволяет предотвратить банкротство и ликвидацию предприятия путем восстановления финансовой устойчивости фирмы или пополнения собственных средств за счет оказываемой заинтересованными лицами помощи. Объявление: Выделяют следующие виды санации: 1. Структурная (выделение филиалов, открытие фирменной торговли, организация новых сфер бизнеса, выделение с баланса предприятия некоторых объектов (например, социальной сферы)). 2. Экономическая (освоение новых видов продукции, консервация убыточных производств, сокращение расходов, контроллинг). 3. Маркетинговая (создание системы маркетингового управления с определением затрат, реализации и результата по странам СНГ, Европы и других стран, разработка контрактов на поставки в страны Европы). 4. Техническая (замена оборудования, внедрение «ноу-хау», экономия энергоносителей). 5. Технологическая (внедрение новых видов материалов и новых элементов в технологический процесс). 6. Экспортно-импортная (участие в международных ярмарках). 7. Мотивационная (создание системы участия работающих в прибылях). 8. Налоговая (ликвидация долговых обязательств перед бюджетом, пенсионным фондом и пр.). Санируемое предприятие, а тем более предприятие, по отношению к которому начата процедура ликвидации, неизбежно оказывается в особом правовом поле. Это поле можно назвать рыночным, ибо механизмы санации и банкротства по своей сути, безусловно, рыночные, более экономические и менее административные. В этом смысле действительно получается «вход в рынок» через процедуру банкротства. И, если предприятие не смогло войти в рынок по-другому, то это, пожалуй, тоже вариант (причем не самый худший). Кроме того, в случае ликвидации предприятия-банкрота из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты хозяйствования, что также служит делу оздоровления рынка. В целом институт банкротства – это весьма эффективное средство для перераспределения ресурсов, будь то основные фонды или квалифицированная рабочая сила. Однако санация предпочтительнее, ибо в случае ликвидации предприятия на бюджет возлагаются дополнительные затраты по выплате пособий по безработице, а экономика в целом оказывается перед проблемой компенсации выпуска продукции, производимой ликвидируемым предприятием. Кроме того, санация гораздо больше устраивает и кредиторов, поскольку при ликвидации еще ни одному кредитору не удалось полностью вернуть долг (существует очередность возврата, в которой, по закону, обычные кредиторы занимают только пятое место). Процедура санации проводится под контролем государства. Зачастую государство выполняет и главную роль в процессе санации, причем важным является оказание конкретной финансовой помощи. Централизованная санационная поддержка может производиться двумя основными путями – прямым бюджетным финансированием и косвенными методами. В современных условиях наиболее целесообразным является применение процедуры санации в виде слияния предприятия-должника с более крупным предприятием, которое уже имеет устойчивое финансовое положение, свою нишу на рынке, узнаваемый товарный знак. Эта методика широко применяется во всем мире. Поэтому не надо бояться иностранных инвесторов, поскольку лучше иметь санированное успешно работающее предприятие, пусть и с иностранным собственником, чем довести дело до продажи предприятия-банкрота, и, следовательно, иметь проблемы занятости, социальной защиты и др. Также по результатам опроса, наиболее эффективными источниками получения руководителями кризисных предприятий ценных идей и знаний оказались не консультанты или учебные программы школ бизнеса, а беседы с коллегами и знакомство с опытом других предприятий. Поэтому, при проведении санации нам представляется целесообразным использование методов «best practice» (передача передового опыта) и «benchmarking» (сравнение с показателями других предприятий). Использование отработанного и проверенного на практике опыта будет способствовать снижению риска, позволит избежать многих ошибок, сократит временные и финансовые затраты на приобретение собственного опыта путем экспериментирования и привлечения консультантов. Таким образом, в Республике Беларусь, может быть, медленнее, чем это необходимо, но все-таки последовательно, создается правовая база для реального применения процедуры банкротства к неплатежеспособным субъектам хозяйствования. Те реальные шаги, которые предприняты в этом направлении, дают право надеяться, что в ближайшем будущем это законодательство окажет позитивное воздействие на белорусскую экономику. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (2000 г.) представляет собой инструмент правового обеспечения государственного регулирования трансформации народного хозяйства из планово-административной направленности в рыночную. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|