Наказания в мусульманском праве |
Преступления и наказания в мусульманском правеА. А. Новикова Понятия преступления и наказания в мусульманском праве имеют свою специфику и особенности, что отличает их от нашего понимания уголовного права. В настоящее время исследователи выделяют две группы источников мусульманского права. Первую из них составляют юридические предписания Корана и Сунны. Вторую – нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе приемов толкования. Это прежде всего единогласное мнение (иджма) авторитетных правоведов – факихов и кияс (кийас) – суждение по аналогии. Характерной особенностью мусульманского уголовного законодательства является его связь с религией. Если в уголовном праве Беларуси преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние, то в мусульманском уголовном праве под преступлением понимается нарушение мусульманских запретов, принципов и норм, направленных на защиту пяти основных ценностей – религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности. Преступление также рассматривают как непослушание воле Аллаха. Все преступления в мусульманском уголовном праве принято делить на три группы. Первая из них включает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность. К ним мусульманские юристы относят прелюбодеяние, вероотступничество, кражу, разбой, бунт и даже употребление спиртного, так как такое преступление посягает на ценность, без которой немыслима вера в Аллаха, – интеллект. Вторая группа объединяет преступления, которые нарушают права отдельных лиц, такие как убийство, причинение телесных повреждений, а санкция за них предусматривается в виде «возмездия», т. е. наказания, «равного» по тяжести совершенному противоправному деянию. И, наконец, к третьей – относятся нарушения религиозных обязанностей, не составляющих двух других групп, например, нарушение правил поведения в общественных местах. Единого общепризнанного определения понятия наказания в мусульманском уголовном праве нет, но прослеживаются общие признаки: 1) наказание – это возмездие; 2) оно назначается за нарушение установленных запретов; 3) его цель – предупреждение преступлений; 4) наказание заранее установлено в законе. В мусульманском уголовном праве существует большее количество видов наказаний, чем, например, в уголовном праве Республики Беларусь. Широко применяется смертная казнь, осуществляется она разными способами. Так, за прелюбодеяние забрасывали камнями до смерти, за разбой преступник мог быть подвергнут распятию. За кражу до сих пор применяется отсечение руки, что является неприемлемым для белорусского законодательства. Также и четвертование, т. е. отсечение правой руки и левой ноги, назначалось разбойнику, если он завладел имуществом потерпевшего, но не убил его. За некоторые преступления применяется лишение свободы, пожизненное или на определенный срок, что является более естественной мерой наказания. Также существуют имущественные наказания, такие как штраф, например, за нарушение поста во время рамадана, дина – выплата в казну определенной по закону или приговором суда суммы денег в качестве выкупа преступника и конфискация – безвозмездная передача собственности в казну, являющаяся дополнительной мерой наказания за преступления против государства, а также компенсация, предусматривающая возмещение потерпевшему или его родственникам ущерба за причиненный вред. Таким образом, преступления и наказания в мусульманском уголовном праве имеют свои специфические черты и особенности, которые обусловлены укладом жизни мусульман и связаны с существующими у них традициями и религией. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|