Юридическая процедура как средство оптимизации |
Юридическая процедура как средство оптимизации правоприменительной деятельностиМ. С. Смольянов Применение права как одна из форм его реализации одновременно является и формой его жизни. Качественное применение права способствует достижению стоящих перед ним социальных целей. В рамках конкретных индивидуальных правовых предписаний осуществляется доведение до конца процесса претворения в жизнь прав и обязанностей. Таким образом, применение права является властной деятельностью компетентного органа, имеющей управленческий характер и осуществляемой в соответствии с нормами юридической процедуры. Особое значение юридической процедуры проявляется в ходе применения мер принуждения тесно связанных с правоприменительной деятельностью. В этом случае особое внимание должно быть уделено административной процедуре, а также юрисдикционному способу применения права. Так, отсутствие нужного процедурного регулирования данных сфер чревато опасностью, с одной стороны, нарушения законности, существенного ущемления прав граждан, а с другой – бездействием санкций. Поэтому процедура правоприменительной деятельности должна, с одной стороны, обеспечить точную реализацию норм, исходя из их действительного содержания, с другой – данная деятельность должна осуществляться в строго определенных рамках, чтобы избежать всякого рода нарушений прав человека, что и призвана обеспечить юридическая процедура. Осуществление властных полномочий в ходе правоприменительной деятельности предполагает и определенную долю самостоятельности должностных лиц, выступающей в качестве гарантии исполнения служебных обязанностей, что осложняет осуществление какого-либо контроля над данной деятельностью. На наш взгляд, наделение должностных лиц полной свободой правоприменительной деятельности может привести и, как показывает история, приводило к их произволу. Самостоятельная интерпретация правовых норм и широкая степень усмотрения в ходе правоприменительной деятельности обусловливают низкую эффективность действия реализуемых правовых норм, порождая широкое поле для злоупотреблений и коррупции. Это приводит к падению доверия не только к правоприменителю, но и к самому праву, что чревато распространением правового нигилизма. Указанные проблемы могут быть преодолены через процедурное регулирование, повышающее эффективность реализации права. Введение надлежащей процедуры не лишает нужной самостоятельности правоприменительные органы, напротив, процедура служит от внутриведомственного давления. Таким образом, посредством процедуры правоприменительной деятельности достигается установление однообразия в применении правовых норм и оптимизируется работа механизма правового регулирования в целом. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|