Критерии классификации социальных проектов |
К вопросу о правовых аспектах выбора критериев классификации социальных проектовП. И. Левко Эффективность решения стоящих перед Республикой Беларусь проблем и вызовов может быть существенно повышена на основе рационального управления социальными процессами, в том числе посредством правового регулирования. При этом вторичность правовых средств как инструментов ответа на вызов требует надлежащего выявления проблемы, ее анализа и поиска наиболее полноценного и эффективного пути ее решения, что достигается в том числе посредством социального проектирования, широко используемого в настоящее время. Многообразие реализуемых проектов, которые могут различаться по сфере приложения, содержанию предметной области, схемам финансирования, масштабам, длительности, субъектному составу, степени сложности и т. п., обусловливает потребность в их практически и методологически грамотной классификации. Это вызвано необходимостью и потребностью в создании понятийной базы, позволяющей адекватно отражать положения социальных проектов в законодательстве, своевременно, комплексно его изменять в целях повышения эффективности социального управления. На наш взгляд, критерии систематизации социальных проектов должны базироваться на таких признаках, как класс, тип, вид и длительность проекта. Объявление: Классы проектов выделяются в зависимости от состава проекта и его структуры и включают: монопроект (отдельный проект); мультипроект (комплексный проект, включающий несколько монопроектов); мегапроект (целевые программы развития крупных социальных образований, решение задач которых невозможно в рамках монопроектного либо мультипро-ектного проектирования и требует концентрации множества ресурсов). Типы проектов зависят от сферы общественной жизни и включают: социальные; экономические; политические; социо-культурные; экологические проекты. Вид проекта оценивается по характеру предметной области проекта: учебно-образовательные; инновационные; инвестиционные; комбинированные проекты; проекты исследования и развития. Длительность проекта обусловливает продолжительность периода осуществления проекта и позволяет выделить краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет) проекты. Приведенные критерии классификации позволяют достичь требуемой степени обобщения при реализации комплексного правового регулирования, которое обеспечит связь реальных общественных отношений с укладом жизни в обществе и образом жизни человека. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|