Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Право и принуждение





Право и принуждение

Право и принуждение

П. В. Сухов

Уточнение принудительных оснований права позволяет должным образом определить место принуждения в современном обществе и вы­явить его связь с правом. Отметим неустранимость принуждения как фе­номена социальной жизни и значимость его роли в формировании право­вых, государственных и общественных институтов, от которых зависит уровень демократичности, социальной справедливости, гражданской свободы и формального равенства в обществе.

Тема принуждения как формы санкционирования права в различных формах встречается в любой правовой концепции, от самых древних фи­лософов права до новейших исследователей. Однако дискуссионным остается вопрос о месте и роли государственного принуждения в право­вой жизни общества, который решается двояко.

В рамках одной позиции государственное принуждение не рассмат­ривается неотъемлемым признаком права. В ряде случаев оно или полно­стью отрицается, или заменяется менее жестким и более широким поня­тием «государственная охрана». Такого мнения придерживались советские правоведы М. Д. Шаргородский и О. С. Иоффе, считавшие, что по­нятие «государственная охрана» является общим определением, способ­ным охватить все исторические типы права, между тем как понятие при­нуждения не предусматривает всех возможных мер охраны правовых норм. Речь шла о том, что социалистическое право обеспечивается не только и даже не столько методами принуждения, сколько методами вос­питательного характера, методами убеждения.

В противовес этому, например, Р. Иеринг полагал, что без принуж­дения нет даже смысла говорить о праве, ибо право есть не что иное, как «обеспечение жизненных условий общества в форме принуждения», «система социальных целей, гарантируемых принуждением».

Объявление:

Л. И. Петражицкий считал, что «смысл утверждаемой связи между нормами права и принуждением сводится к тому, что не исполняющий добровольно свои юридические обязанности по праву может и должен быть подвергнут принудительным мерам». Особое внимание он обращал на физическую и психическую формы государственного принуждения.

Под физическим принуждением понимаются «всякие предусматри­ваемые правом меры, состоящие в применении физической силы для поддержания правопорядка, в том числе репрессивные меры, например, – заключение в тюрьму, смертная казнь и т. п.».

В рамках касается психического принуждения, на первом плане сто­ит «страх подвергнуться тем мерам, которые предусмотрены правом на случай неповиновения». Именно страх психически принуждает граждан сообразовывать свое поведение с требованиями права. При этом принуж­дению, обеспечивающему правопорядок, свойственен ряд специфических качеств. Во-первых, это организованное принуждение, осуществляемое специально для того созданными органами государства (суды, полиция, карательные учреждения и т. п.).

В процессе становления и развития права и государства монополия социального принуждения сосредоточилась в руках последнего. Государ­ством лишь как крайнее, вынужденное средство защиты прав личности допускается применение насилия и принуждения самой личностью (например, необходимая оборона и крайняя необходимость как уголовно-и административно-правовые меры). Все иные случаи применения обще­ством или личностью насилия и принуждения против правонарушителей осуждаются как самоуправство, как тяжкие преступления. Во-вторых, государственное принуждение, охраняющее правопорядок, регулируется правом и осуществляется в рамках правопорядка. Правовое принуждение (принуждение на основе и в рамках закона) нередко рассматривается как достижение цивилизации, нечто, свойственное Новому и Новейшему времени, эпохе провозглашения прав и свобод человека.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >