
Информационная функция права |
Информационная функция праваП. Ф. Долгова В юриспруденции под термином «функции права» принято понимать направления воздействия права на общественные отношения, возникающие в социуме. Традиционно выделяют две основополагающие функции права – регулятивную и охранительную. Однако наряду с ними существует множество дополнительных функций, связанных между собой и рассматриваемых в их тесном взаимодействии. К ним можно отнести воспитательную, гуманистическую, экономическую, политическую, коммуникативную, идеологическую и др. Тем не менее назначение права, а следовательно, и его правовое воздействие на общественные отношения определяется социальным назначением права, которое зависит от конкретных этапов развития человеческого общества. В настоящее время, в эпоху развития информационных технологий, компьютеризации, на первый план выходит такая функция права, как информационная. Важность названной функции заключается прежде всего в том, что от нее зависит реализация и других функций права, достижение поставленных перед правом задач. Если нормы права (т. е. формальное выражение воли законодателя) не будут доведены до сведения общественности, то достижение правопорядка станет невозможным. Информационная функция права тесно связана с принципом формальности права. То есть, во-первых, право должно облекаться в некую формальную форму, понятную для восприятия и имеющую конкретный смысл, не допускающий двусмысленности, а во-вторых, должно быть доведено до общественности, должно быть воспринято рецензентом. При выполнении этих двух условий, человек получает некую правовую информацию, которая является отправной точкой, первоосновой его дальнейшего поведения. Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т. д. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательства, которые становятся все менее «качественными», в нем допускают коллизии и пробелы, а огромный поток правовой информации, получаемый обществом, становится размытым, неясным, требующим пояснений. В заключение стоит отметить, что важность принятия тех или иных мер по повышению качества правовой информатизации, то есть по сути информационной функции, определяется двумя принципиальными моментами: · право выступает в качестве системы, транслирующей информацию. Трансляторами правовой информации могут быть как источники права, так и субъекты, принимающие участие в урегулированных правом общественных отношениях; · информация о праве способствует (препятствует) поддержанию целостности и нормального функционирования политико-правовой системы. Отсюда следует, что для более эффективного регулирования общественных отношений в рамках существования информационной функции необходимо: во-первых, совершенствование законодательной техники (прежде всего необходима однозначность норм, их простота, выработка единой терминологии), затем кодификации норм права для более четкого и последовательного восприятия того или иного блока интересующей правовой информации и, наконец, повышение уровня правосознания самих граждан. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|