Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Информационная функция права





Информационная функция права

Информационная функция права

П. Ф. Долгова

В юриспруденции под термином «функции права» принято пони­мать направления воздействия права на общественные отношения, воз­никающие в социуме. Традиционно выделяют две основополагающие функции права – регулятивную и охранительную. Однако наряду с ними существует множество дополнительных функций, связанных между со­бой и рассматриваемых в их тесном взаимодействии. К ним можно отне­сти воспитательную, гуманистическую, экономическую, политическую, коммуникативную, идеологическую и др.

Тем не менее назначение права, а следовательно, и его правовое воз­действие на общественные отношения определяется социальным назна­чением права, которое зависит от конкретных этапов развития человече­ского общества. В настоящее время, в эпоху развития информационных технологий, компьютеризации, на первый план выходит такая функция права, как информационная.

Важность названной функции заключается прежде всего в том, что от нее зависит реализация и других функций права, достижение постав­ленных перед правом задач. Если нормы права (т. е. формальное выраже­ние воли законодателя) не будут доведены до сведения общественности, то достижение правопорядка станет невозможным.

Информационная функция права тесно связана с принципом фор­мальности права. То есть, во-первых, право должно облекаться в некую формальную форму, понятную для восприятия и имеющую конкретный смысл, не допускающий двусмысленности, а во-вторых, должно быть доведено до общественности, должно быть воспринято рецензентом.

При выполнении этих двух условий, человек получает некую право­вую информацию, которая является отправной точкой, первоосновой его дальнейшего поведения.

Правовая информированность имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей об­щественного развития и нуждается в существенном повышении. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключе­ниях, вносимых в него, о новых законах и т. д. Особое значение это об­стоятельство имеет в периоды интенсивного обновления законодательст­ва, которые становятся все менее «качественными», в нем допускают коллизии и пробелы, а огромный поток правовой информации, получае­мый обществом, становится размытым, неясным, требующим пояснений.

В заключение стоит отметить, что важность принятия тех или иных мер по повышению качества правовой информатизации, то есть по сути информационной функции, определяется двумя принципиальными мо­ментами:

· право выступает в качестве системы, транслирующей информа­цию. Трансляторами правовой информации могут быть как источники права, так и субъекты, принимающие участие в урегулированных правом общественных отношениях;

· информация о праве способствует (препятствует) поддержанию целостности и нормального функционирования политико-правовой сис­темы.

Отсюда следует, что для более эффективного регулирования обще­ственных отношений в рамках существования информационной функции необходимо: во-первых, совершенствование законодательной техники (прежде всего необходима однозначность норм, их простота, выработка единой терминологии), затем кодификации норм права для более четкого и последовательного восприятия того или иного блока интересующей правовой информации и, наконец, повышение уровня правосознания са­мих граждан.

 
< Предыдущая   Следующая >