
Транснациональные корпорации |
Транснациональные корпорации и государствоА. А. Рощупкин Современный этап развития цивилизации характеризуется глобали-зационными процессами и усилением экономической интеграции. Эти процессы в значительной степени обусловлены развитием и деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Проблема взаимодействия ТНК и государства приобретает чрезвычайную актуальность в силу влияния ТНК на сферы, регулирование которых входит в компетенцию государства. Обозначенная проблема имеет два основных аспекта, как отношения между материнской структурой ТНК и правительством ее родины и как отношения между ТНК (ее аффилированными компаниями) и правительством принимающей страны. Отношения между государствами и ТНК могут противоречиво оцениваться как конфликтные, кооперационные или нейтральные. Часто такие отношения могут однозначно характеризоваться либо только негативно, либо позитивно. Однако следует отметить заинтересованность ТНК, в большинстве случаев, в политической, экономической и социальной устойчивости принимающих стран. В настоящее время изучения требуют проблемы взаимосвязи деятельности ТНК с национальными интересами, в том числе создания надлежащего правового регулирования деятельности ТНК и т. п. Это обусловливает необходимость глубокого изучения и тщательного анализа феномена ТНК в целях увеличения позитивных результатов деятельности корпораций и сведения к минимуму отрицательных, что весьма актуально для Беларуси, в том числе и в связи с предстоящим вступлением в ВТО, созданием таможенного Союза России, Беларуси и Казахстана. Таким образом, устранение барьеров для инвестиций и товарных потоков неизбежно увеличит масштаб присутствия зарубежных ТНК на территории нашей страны. При этом многие ТНК являются партнерами Беларуси в сотрудничестве с промышленно развитыми странами, и именно они могут стать основными инвесторами в экономику. Анализ правовых условий деятельности зарубежных ТНК может быть использован в качестве позитивного опыта для создания собственных ТНК, посредством которых будут реализовываться экономические интересы Беларуси. Правовой статус ТНК должен быть надлежаще выяснен с учетом специфики ТНК, которые, имея отделения на территории многих стран, в целом не подпадают под юрисдикцию какой-либо отдельной страны. То есть деятельность ТНК как единого образования не может быть урегулирована национальным правом какого-либо государства. Это возможно лишь в рамках международного права, что позволяет говорить о комплексном подходе к регламентации деятельности ТНК с необходимостью сочетания и взаимодополнения национального и международного регулирования. При этом сложность такого вопроса определяется комплексностью и многогранностью различных проблем, связанных с функционированием ТНК, относящихся к различным отраслям права и законодательства. В настоящее время ТНК не являются субъектами международного права в силу отсутствия каких-либо международно-правовых норм, предоставляющих им права и обязанности в юридическом значении этих терминов. Действующее на данный момент регулирование деятельности ТНК как особых образований на международном уровне осуществляется исключительно в рамках международного «мягкого права» (soft law), которое не является правом в строгом смысле, поскольку его предписания не являются для субъектов юридически обязательными. На наш взгляд, международные документы, регулирующие деятельность ТНК, наряду с обязательствами ТНК должны содержать взаимные обязательства государств, на территории которых они ведут свою деятельность, в отношении предоставления им определенных правовых режимов и гарантий для инвестиций. Вышеизложенное позволяет утверждать, что проблема изучения ТНК имеет значительную актуальность для Беларуси как в части создания национальных ТНК, так и создания оптимальных моделей взаимодействия с иностранными компаниями. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|