Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Транснациональные корпорации





Транснациональные корпорации

Транснациональные корпорации и государство

А. А. Рощупкин

Современный этап развития цивилизации характеризуется глобали-зационными процессами и усилением экономической интеграции. Эти процессы в значительной степени обусловлены развитием и деятельно­стью транснациональных корпораций (ТНК). Проблема взаимодействия ТНК и государства приобретает чрезвычайную актуальность в силу влияния ТНК на сферы, регулирование которых входит в компетенцию государства. Обозначенная проблема имеет два основных аспекта, как отношения между материнской структурой ТНК и правительством ее родины и как отношения между ТНК (ее аффилированными компаниями) и правительством принимающей страны. Отношения между государст­вами и ТНК могут противоречиво оцениваться как конфликтные, коопе­рационные или нейтральные. Часто такие отношения могут однозначно характеризоваться либо только негативно, либо позитивно. Однако следу­ет отметить заинтересованность ТНК, в большинстве случаев, в полити­ческой, экономической и социальной устойчивости принимающих стран.

В настоящее время изучения требуют проблемы взаимосвязи дея­тельности ТНК с национальными интересами, в том числе создания над­лежащего правового регулирования деятельности ТНК и т. п. Это обу­словливает необходимость глубокого изучения и тщательного анализа феномена ТНК в целях увеличения позитивных результатов деятельности корпораций и сведения к минимуму отрицательных, что весьма актуаль­но для Беларуси, в том числе и в связи с предстоящим вступлением в ВТО, созданием таможенного Союза России, Беларуси и Казахстана. Та­ким образом, устранение барьеров для инвестиций и товарных потоков неизбежно увеличит масштаб присутствия зарубежных ТНК на террито­рии нашей страны. При этом многие ТНК являются партнерами Беларуси в сотрудничестве с промышленно развитыми странами, и именно они могут стать основными инвесторами в экономику.

Анализ правовых условий деятельности зарубежных ТНК может быть использован в качестве позитивного опыта для создания собствен­ных ТНК, посредством которых будут реализовываться экономические интересы Беларуси. Правовой статус ТНК должен быть надлежаще выяс­нен с учетом специфики ТНК, которые, имея отделения на территории многих стран, в целом не подпадают под юрисдикцию какой-либо от­дельной страны. То есть деятельность ТНК как единого образования не может быть урегулирована национальным правом какого-либо государ­ства. Это возможно лишь в рамках международного права, что позволяет говорить о комплексном подходе к регламентации деятельности ТНК с необходимостью сочетания и взаимодополнения национального и меж­дународного регулирования. При этом сложность такого вопроса опреде­ляется комплексностью и многогранностью различных проблем, связан­ных с функционированием ТНК, относящихся к различным отраслям права и законодательства.

В настоящее время ТНК не являются субъектами международного права в силу отсутствия каких-либо международно-правовых норм, пре­доставляющих им права и обязанности в юридическом значении этих терминов. Действующее на данный момент регулирование деятельности ТНК как особых образований на международном уровне осуществляется исключительно в рамках международного «мягкого права» (soft law), ко­торое не является правом в строгом смысле, поскольку его предписания не являются для субъектов юридически обязательными. На наш взгляд, международные документы, регулирующие деятельность ТНК, наряду с обязательствами ТНК должны содержать взаимные обязательства госу­дарств, на территории которых они ведут свою деятельность, в отноше­нии предоставления им определенных правовых режимов и гарантий для инвестиций.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что проблема изучения ТНК имеет значительную актуальность для Беларуси как в части созда­ния национальных ТНК, так и создания оптимальных моделей взаимо­действия с иностранными компаниями.

 
< Предыдущая   Следующая >