Законодательство о референдумах |
О необходимости приведения норм законодательства Украины о референдумах в соответствие с нормами конституции УкраиныИ. В. Польщиков Обновление общественных отношений принято связывать с проведением системной конституционной реформы. Следовательно, не обойтись без внесения изменений в Конституцию или принятия ее новой редакции с соблюдением конституционных процедур, народным голосованием на всеукраинском референдуме, что придало бы ей наивысшую легитимность. Сложность проведения всеукраинского конституционного референдума определяется несовершенством законодательства о референдумах. В Решении Конституционного Суда Украины от 16 апреля 2008 г. обращается внимание Верховной Рады Украины, Президента на необходимость инициирования и приведения существующего законодательства о референдумах в соответствие с нормами действующей Конституции. Основу законодательства на эту тему составляет Закон Украины «О все-украинских и местных референдумах» от 3 июля 1991 г. (далее – Закон) в части, что не противоречит Конституции. Проанализировав данный Закон, можно прийти к выводу о полном или частичном противоречии его норм Конституции. Так, в ч. 2 ст. 1 Закона наряду со всеукраинским и местными как вид референдумов выделяется «референдумы Республики Крым», а в Конституции такое понятие не употребляется. Вместо этого к ведению АР Крым относится организация и проведение местных референдумов (п. 2 ч. 1 ст. 138). Не предусматривает Конституция Украины и ограничивающей нормы ч. 1 ст. 7 Закона, в соответствии с которой во всеукраинском и местном референдумах имеют право принимать участие граждане Украины, которые «постоянно проживают соответственно на территории Украины или области, района, города, района в городе, поселка или сельсовета». Предписанию ч. 3 ст. 70 Конституции Украины противоречит норма Закона, запрещающая участие в референдуме лицам, которые содержатся в местах лишения свободы. Право назначения (в Конституции – провозглашения) всеукраинского референдума дано Верховной Раде Украине, местных – соответствующим местным советам. При этом Закон вообще не выделяет Президента Украины как субъекта данного процесса, что противоречит действующей Конституции, которая, в свою очередь, не знает предусмотренного Законом назначения референдумов по требованию народных депутатов (ст. 13, 14). Статьей 15 Закона предусмотрена реализация права требования референдумов гражданами Украины в целом, а в ч. 2 ст. 72 Конституции названы конкретные требования, соблюдение которых является обязательным для провозглашения всеукраинского референдума по народной инициативе. По мнению многих ученых, самым существенным противоречием является предмет референдумов. Конституция Украины и Закон определяют их слишком ограниченно. Однако, по мнению Конституционного Суда Украины, «положение ч. 3 ст. 5 Конституции Украины необходимо понимать так, что народ, как носитель суверенитета и единственный источник власти, может реализовать свое право определить конституционный строй в Украине путем принятия Конституции Украины на всеукраинском референдуме». Следует отметить, что в принятом Верховной Радой и ветированном Президентом проекте Закона Украины «О всеукраинском референдуме» предусмотрен референдум о принятии новой редакции Конституции. Таким образом, можно прийти к выводу о несовершенстве Закона, что фактически делает невозможным проведение референдумов. За всю историю существования Закона всеукраинский референдум проводился всего один раз, а результаты данного народного волеизъявления не нашли правового закрепления. Референдум – форма непосредственной демократии, поэтому данное право граждан, механизм правового закрепления результатов волеизъявления должны быть четко закреплены в Конституции, а порядок реализации, без которого это право – фикция, в отвечающем всем международным принципам и стандартам законодательства, в соответствии с которым народ – реальный носитель суверенитета и источник власти в государстве. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|