
Расширение полномочий конституционного суда |
Расширение полномочий конституционного суда республики Беларусь в свете нового законодательстваИ. Д. Харитончик Конституционный Суд является одним из важнейших государственных институтов в Республике Беларусь. Это единственный орган судебной власти, компетенция которого закреплена непосредственно в Конституции Республики Беларусь (ст. 116). С 1996 г. компетенция Конституционного Суда оставалась неизменной. Лишь с течением времени возникающие вопросы привели к изданию Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» (далее – Декрет). Декрет расширяет рамки полномочий Конституционного Суда. Например, Конституционный Суд уполномочивается осуществлять обязательный предварительный контроль законов до подписания их Президентом; излагать позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров; давать официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, и некоторые другие. На наш взгляд, одним из важнейших новых полномочий является обязательный предварительный контроль. Однако при первом прочтении сомнения вызывает формулировка «предварительный контроль законов до их подписания Президентом». Если законопроект уже стал законом, будет ли этот контроль предварительным? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к теории конституционного права, а именно к понятиям предварительного и последующего контроля. Как отмечается в литературе, при предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон – до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом). Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере, официально опубликованные, акты. Таким образом, становится понятным разграничение предварительного и последующего контроля на различных стадиях законодательного процесса. После принятия законопроекта Парламентом Республики Беларусь он становится законом, однако вступит в силу только после подписания его Президентом Республики Беларусь. В соответствии с ч. 6 ст. 100 Конституции, принятый Парламентом закон передается Президенту на подпись. В свою очередь Президент имеет 2 недели на подписание закона либо на возвращение его в Парламент с замечаниями. В течение всего этого времени может осуществляться предварительный контроль закона. Таким образом, уже после подписания закона Президентом будет осуществляться последующий контроль, независимо от времени вступления его в силу (через 10 дней после его официального опубликования либо с даты, указанной в самом законе). Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что рассматриваемый Декрет Президента Республики Беларусь не только значительно расширяет полномочия Конституционного Суда, являясь значимым шагом в развитии полномочий Конституционного Суда, но также подтверждает конституционный принцип разделения властей и возможность ветвей власти контролировать друг друга. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|