Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Административно-территориальные единицы, избирательные округа





Административно-территориальные единицы, избирательные округа

Административно-территориальные единицы, избирательные округа как специфические субъекты конституционно-правовых отношений

С. А. Цюга

В юридической литературе высказаны различные мнения о консти­туционно-правовой правосубъектности административно-территориаль­ных единиц. Административно-территориальные единицы являются но­сителями определенных прав и обязанностей. Они имеют, в частности, права и обязанности по отношению к другим административно-территориальным единицам, а также по отношению к тому субъекту, территориальной частью которого они являются. Это дает основание для отнесения административно-территориальных единиц к числу субъектов конституционно-правовых отношений.

Административно-территориальные единицы могут участвовать в правоотношениях как непосредственно, так и через свои органы. Следует подчеркнуть, что субъектом конституционно-правовых отношений вы­ступает не территория, а именно административно-территориальная еди­ница, т. е. часть территории Республики Беларусь, определенным обра­зом организованная. Административно-территориальная единица служит одним из способов политической организации населения. Субъектами этих правоотношений являются не все населенные пункты, а только те из них или их объединения, которые признаны административно-террито­риальными единицами.

Административно-территориальная единица как субъект конститу­ционно-правовых отношений характеризуется тем, что имеет свои закре­пленные в правовых актах границы, свое наименование, свои органы го­сударственной власти или органы местного самоуправления, через кото­рые она реализует предоставленные ей права. Все административно-тер­риториальные единицы имеют материально-техническую базу и бюджет.

Специальная правосубъектность отдельных административно-территориальных единиц в конституционно-правовых отношениях раз­лична. Наделение их правами и обязанностями осуществляется исключи­тельно нормами конституционного права, следовательно, администра­тивно-территориальные единицы выступают субъектами только консти­туционно-правовых отношений.

Своеобразным субъектом конституционно-правовых отношений яв­ляются избирательные округа, под которыми понимаются территории, от которых непосредственно гражданами Республики Беларусь избираются Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, депу­таты местных Советов депутатов. Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей. Избирательный округ со­ставляет единую территорию: не допускается образование избирательно­го округа из территорий, не граничащих между собой. Необходимо отме­тить, что под избирательным округом понимается не территория и не население, взятые в отдельности, а территория с определенным по чис­ленности населением, которое управомочивает своего избранника пред­ставлять его в органе государственной власти. Они представляют собой одну из форм территориальной организации населения целевого назначе­ния и создаются для выборов как Президента Республики Беларусь, так и депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депута­тов, а также для их последующей связи со своими избирателями.

Объявление:

В. Я. Бойцов отмечал, что «государственно-правовые отношения с участием избирательных округов носят характер правового состояния и опосредствуются в конкретных правоотношениях между депутатами и избирателями, а также между депутатами и Советами».

Избирательные округа характеризуются тем, что имеют наимено­вание, номера, границы, число избирателей и места нахождения избира­тельных комиссий. Можно сделать вывод, что и административно-территориальные единицы и избирательные округа являются исключи­тельно субъектами конституционно-правовых отношений.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >