Административно-территориальные единицы, избирательные округа |
Административно-территориальные единицы, избирательные округа как специфические субъекты конституционно-правовых отношенийС. А. Цюга В юридической литературе высказаны различные мнения о конституционно-правовой правосубъектности административно-территориальных единиц. Административно-территориальные единицы являются носителями определенных прав и обязанностей. Они имеют, в частности, права и обязанности по отношению к другим административно-территориальным единицам, а также по отношению к тому субъекту, территориальной частью которого они являются. Это дает основание для отнесения административно-территориальных единиц к числу субъектов конституционно-правовых отношений. Административно-территориальные единицы могут участвовать в правоотношениях как непосредственно, так и через свои органы. Следует подчеркнуть, что субъектом конституционно-правовых отношений выступает не территория, а именно административно-территориальная единица, т. е. часть территории Республики Беларусь, определенным образом организованная. Административно-территориальная единица служит одним из способов политической организации населения. Субъектами этих правоотношений являются не все населенные пункты, а только те из них или их объединения, которые признаны административно-территориальными единицами. Административно-территориальная единица как субъект конституционно-правовых отношений характеризуется тем, что имеет свои закрепленные в правовых актах границы, свое наименование, свои органы государственной власти или органы местного самоуправления, через которые она реализует предоставленные ей права. Все административно-территориальные единицы имеют материально-техническую базу и бюджет. Специальная правосубъектность отдельных административно-территориальных единиц в конституционно-правовых отношениях различна. Наделение их правами и обязанностями осуществляется исключительно нормами конституционного права, следовательно, административно-территориальные единицы выступают субъектами только конституционно-правовых отношений. Своеобразным субъектом конституционно-правовых отношений являются избирательные округа, под которыми понимаются территории, от которых непосредственно гражданами Республики Беларусь избираются Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, депутаты местных Советов депутатов. Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей. Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. Необходимо отметить, что под избирательным округом понимается не территория и не население, взятые в отдельности, а территория с определенным по численности населением, которое управомочивает своего избранника представлять его в органе государственной власти. Они представляют собой одну из форм территориальной организации населения целевого назначения и создаются для выборов как Президента Республики Беларусь, так и депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, а также для их последующей связи со своими избирателями. Объявление: В. Я. Бойцов отмечал, что «государственно-правовые отношения с участием избирательных округов носят характер правового состояния и опосредствуются в конкретных правоотношениях между депутатами и избирателями, а также между депутатами и Советами». Избирательные округа характеризуются тем, что имеют наименование, номера, границы, число избирателей и места нахождения избирательных комиссий. Можно сделать вывод, что и административно-территориальные единицы и избирательные округа являются исключительно субъектами конституционно-правовых отношений. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|