Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Палата представителей национального собрания





Палата представителей национального собрания

Палата представителей национального собрания Беларуси: конституционно-правовой аспект

А. В. Гирейко

Согласно Конституции Республики Беларусь (ч. 1 ст. 90) Парламен­том является Национальное собрание – представительный и законода­тельный орган республики. Национальное собрание состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Палата представите­лей формируется по мажоритарной избирательной системе абсолютного (во втором туре относительного) большинства голосов на основе всеоб­щего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов.

Компетенция Палаты представителей определяется ст. 97 Конститу­ции Республики Беларусь. В числе наиболее важных правовых и полити­ческих вопросов Палата представителей рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Кон­ституции, проекты иных законов, назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, одобряет или отклоняет программу деятельности Правительства, рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству, прини­мает отставку Президента и др.

В целях совершенствования работы Палаты представителей и разви­тия парламентаризма в Беларуси необходимо, на наш взгляд, ввести сме­шанную избирательную систему при избрании депутатов Палаты пред­ставителей. Данная система позволит более полно реализовывать интере­сы широкого круга избирателей, нейтрализуя в какой-то степени недо­статки и мажоритарной, и пропорциональной систем.

При мажоритарной системе утрачиваются голоса избирателей, кото­рые голосовали за других кандидатов; принижается роль политических партий в избирательном процессе; у властных структур имеются возмож­ности оказывать поддержку угодному ей кандидату и чинить препятствия его соперникам; депутат выступает прежде как представитель своего из­бирательного округа, что способствует превалированию местных, регио­нальных интересов над общенациональными и может привести к усиле­нию роста противоречий. Если в законах о выборах четко не закрепить законодательно принципы конкурентности выборов, то при мажоритарной избирательной системе могут возникать ситуации, когда на день выборов в избирательных округах будет зарегистрировано по одному кандидату в депутаты, что совсем не соответствует альтернативности выборов.

В связи с приведенными выше аргументами, на наш взгляд, следует для обеспечения более конкурентных выборов в избирательных округах законодательно закрепить порядок, согласно которому, если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в избира­тельном округе по выборам депутатов Палаты представителей оставалось менее двух кандидатов, выборы в этих избирательных округах отклады­вались бы на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >