Палата представителей национального собрания |
Палата представителей национального собрания Беларуси: конституционно-правовой аспектА. В. Гирейко Согласно Конституции Республики Беларусь (ч. 1 ст. 90) Парламентом является Национальное собрание – представительный и законодательный орган республики. Национальное собрание состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей формируется по мажоритарной избирательной системе абсолютного (во втором туре относительного) большинства голосов на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов. Компетенция Палаты представителей определяется ст. 97 Конституции Республики Беларусь. В числе наиболее важных правовых и политических вопросов Палата представителей рассматривает проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов, назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра, одобряет или отклоняет программу деятельности Правительства, рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству, принимает отставку Президента и др. В целях совершенствования работы Палаты представителей и развития парламентаризма в Беларуси необходимо, на наш взгляд, ввести смешанную избирательную систему при избрании депутатов Палаты представителей. Данная система позволит более полно реализовывать интересы широкого круга избирателей, нейтрализуя в какой-то степени недостатки и мажоритарной, и пропорциональной систем. При мажоритарной системе утрачиваются голоса избирателей, которые голосовали за других кандидатов; принижается роль политических партий в избирательном процессе; у властных структур имеются возможности оказывать поддержку угодному ей кандидату и чинить препятствия его соперникам; депутат выступает прежде как представитель своего избирательного округа, что способствует превалированию местных, региональных интересов над общенациональными и может привести к усилению роста противоречий. Если в законах о выборах четко не закрепить законодательно принципы конкурентности выборов, то при мажоритарной избирательной системе могут возникать ситуации, когда на день выборов в избирательных округах будет зарегистрировано по одному кандидату в депутаты, что совсем не соответствует альтернативности выборов. В связи с приведенными выше аргументами, на наш взгляд, следует для обеспечения более конкурентных выборов в избирательных округах законодательно закрепить порядок, согласно которому, если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в избирательном округе по выборам депутатов Палаты представителей оставалось менее двух кандидатов, выборы в этих избирательных округах откладывались бы на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|