
Реформы ЕС |
Реформы ЕС в связи с принятием лиссабонского договораМ. В. Конон Лиссабонский договор, подписанный 13 декабря 2007 г., является новой попыткой реформ после провала ратификации Конституции ЕС. Данный Договор подлежал ратификации во всех государствах – членах ЕС в соответствии с их внутригосударственными процедурами. В случае успеха ратификации предполагалось, что Договор вступит в силу с 1 января 2010 г. Однако благополучный для ЕС исход референдума в Ирландии и подписание президентом Чехии акта о ратификации Договора позволили ему вступить в силу с 1 декабря 2009 г. Таким образом, осуществлен переход ЕС к новому этапу развития, реформы которого направлены на изменение системы, структуры и полномочий институтов ЕС, статуса ЕС, упрощение законодательного процесса в институтах ЕС. Договор о Европейском сообществе в новой редакции называется Договором о функционировании ЕС. Данное изменение отражает суть кардинальных изменений, которые произошли в Европе. Они заключаются в усилении органов власти ЕС в процессе принятия решений, а в целом федеративных начал в деятельности ЕС. Одним из ключевых изменений следует признать замену понятий «Европейское сообщество» на «Евросоюз» (ст. 1 новой редакции Договора о Евросоюзе). В новых текстах учредительных договоров определены области внешней политики и политики безопасности, где Союз действует от имени государств-членов, а также определены пределы таких полномочий совместно через институты Союза (ст. 21–46 Договора о Евросоюзе). Европейский Совет становится институтом ЕС, его статус закрепляется в Договоре о Евросоюзе, а полномочия – в Договоре о функционировании ЕС. Его глава – Президент, задача которого обеспечивать консенсус между государствами – членами ЕС, а также официально представлять Союз на международной арене, избирается членами Европейского Совета на 2,5 года. В соответствии с новыми нормами Президент не может занимать какие-либо избираемые или назначаемые должности в своем государстве. Цель введения данного поста – отход от принципа ротации национальных председательств в Европейском Совете и построение преемственности политической ориентации ЕС на международной арене. В соответствии со ст. 18 Договора о Евросоюзе появляется пост Высокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасности, который по должности будет одновременно являться вице-председателем Комиссии ЕС. Он избирается Европейским Советом квалифицированным большинством голосов с согласия председателя Комиссии ЕС. Ранее данный пост совмещался с постом Генерального секретаря Совета ЕС. Введение данного поста обособленно от генерального секретариата Совета ЕС и придание ему статуса вице-председателя Комиссии ЕС указывает на усиление статуса ЕС в координации европейской внешней и оборонительной политики. Задача Представителя направлять внешнюю и политику безопасности ЕС. В соответствии с проектом Конституции ЕС данная должность должна была именоваться «министр иностранных дел». Лиссабонский договор закрепляет правовые основы законодательного процесса в институтах ЕС. В статьях 14 и 16 Договора о Евросоюзе применительно к полномочиям Европарламента и Совета ЕС употребляется термин «законодательные полномочия» (legislative functions). В статье 289 Договора о функционировании ЕС определены термины «законодательные акты» и «законодательная процедура» (legislative acts, legislative procedure). Анализ норм Лиссабонского договора позволяет сделать выводы: 1) многие положения ранее содержались в проекте Конституции ЕС; 2) усиление федеративных начал ЕС пока еще не позволяет говорить об окончательно сформированной европейской федерации. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|