Pravmisl.ru







Реформы ЕС

Реформы ЕС в связи с принятием лиссабонского договора

М. В. Конон

Лиссабонский договор, подписанный 13 декабря 2007 г., является новой попыткой реформ после провала ратификации Конституции ЕС. Данный Договор подлежал ратификации во всех государствах – членах ЕС в соответствии с их внутригосударственными процедурами. В случае успеха ратификации предполагалось, что Договор вступит в силу с 1 ян­варя 2010 г. Однако благополучный для ЕС исход референдума в Ирлан­дии и подписание президентом Чехии акта о ратификации Договора по­зволили ему вступить в силу с 1 декабря 2009 г. Таким образом, осущест­влен переход ЕС к новому этапу развития, реформы которого направлены на изменение системы, структуры и полномочий институтов ЕС, статуса ЕС, упрощение законодательного процесса в институтах ЕС.

Договор о Европейском сообществе в новой редакции называется Договором о функционировании ЕС. Данное изменение отражает суть кардинальных изменений, которые произошли в Европе. Они заключают­ся в усилении органов власти ЕС в процессе принятия решений, а в целом федеративных начал в деятельности ЕС. Одним из ключевых изменений следует признать замену понятий «Европейское сообщество» на «Евро­союз» (ст. 1 новой редакции Договора о Евросоюзе).

В новых текстах учредительных договоров определены области внешней политики и политики безопасности, где Союз действует от име­ни государств-членов, а также определены пределы таких полномочий совместно через институты Союза (ст. 21–46 Договора о Евросоюзе).

Европейский Совет становится институтом ЕС, его статус закрепля­ется в Договоре о Евросоюзе, а полномочия – в Договоре о функциони­ровании ЕС. Его глава – Президент, задача которого обеспечивать кон­сенсус между государствами – членами ЕС, а также официально пред­ставлять Союз на международной арене, избирается членами Европей­ского Совета на 2,5 года. В соответствии с новыми нормами Президент не может занимать какие-либо избираемые или назначаемые должности в своем государстве. Цель введения данного поста – отход от принципа ротации национальных председательств в Европейском Совете и по­строение преемственности политической ориентации ЕС на международ­ной арене.

В соответствии со ст. 18 Договора о Евросоюзе появляется пост Вы­сокого представителя Союза по внешней политике и политике безопасно­сти, который по должности будет одновременно являться вице-председателем Комиссии ЕС. Он избирается Европейским Советом квалифициро­ванным большинством голосов с согласия председателя Комиссии ЕС. Ранее данный пост совмещался с постом Генерального секретаря Совета ЕС. Введение данного поста обособленно от генерального секретариата Совета ЕС и придание ему статуса вице-председателя Комиссии ЕС ука­зывает на усиление статуса ЕС в координации европейской внешней и оборонительной политики. Задача Представителя направлять внешнюю и политику безопасности ЕС. В соответствии с проектом Конституции ЕС данная должность должна была именоваться «министр иностранных дел».

Лиссабонский договор закрепляет правовые основы законодательно­го процесса в институтах ЕС. В статьях 14 и 16 Договора о Евросоюзе применительно к полномочиям Европарламента и Совета ЕС употребля­ется термин «законодательные полномочия» (legislative functions). В ста­тье 289 Договора о функционировании ЕС определены термины «законо­дательные акты» и «законодательная процедура» (legislative acts, legisla­tive procedure). Анализ норм Лиссабонского договора позволяет сделать выводы: 1) многие положения ранее содержались в проекте Конституции ЕС; 2) усиление федеративных начал ЕС пока еще не позволяет говорить об окончательно сформированной европейской федерации.

 
< Предыдущая   Следующая >