Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Реализация права законодательной инициативы





Реализация права законодательной инициативы

Проблемные аспекты реализации гражданами республики Беларусь права законодательной инициативы

Е. Э. Крупенина

Реализация гражданами Республики Беларусь права законодательной инициативы сопряжена с рядом юридических и фактических сложностей. В частности, она предполагает внесение в Парламент уже готового зако­нопроекта. Кроме того, согласно Закону Республики Беларусь от 26 но­ября 2003 г. «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» (далее – Закон), проект закона до его внесения должен на стадии регистрации инициативной группы иметь обязательное заключение Министерства юстиции Республики Беларусь.

Этот же проект на стадии внесения в Парламент подлежит обязательной юридической экспертизе в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – Центр). Ввиду обязательности обеих процедур вызывает сомнение целесообразность двойной работы этих учреждений по одному проекту закона. Обязатель­ное заключение по сути своей является документом, подготавливаемым на основании проведения специалистами юридической экспертизы. Наличие же нескольких обязательных юридических экспертиз, на наш взгляд, существенно усложняет процедуру реализации права законода­тельной инициативы гражданами, поэтому представляется целесообраз­ным экспертизу в Министерстве юстиции Республики Беларусь исклю­чить ввиду ее последующего проведения в Центре.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что ст. 6 Закона требует соответствия вносимого гражданами законопроекта «иным законода­тельным актам». Данная норма представляется весьма сомнительной уже потому, что к законодательным актам в нашей стране относятся и подза­конные указы Президента Республики Беларусь. В этой связи возникает вопрос о необходимости соответствия проекта закона, вносимого граж­данами, подзаконным актам.

Немаловажным является и тот факт, что простым гражданам страны, не имеющим юридического образования, на практике весьма проблема­тично составить законопроект, отвечающий всем правилам подготовки проектов нормативных правовых актов, в том числе требованиям нормо-творческой техники, соответствия актам действующего законодательства. В этой связи отметим, что согласно Положению о Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, утвер­жденному Указом Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630, одной из основных функций данного научно-практического госу­дарственного учреждения является подготовка проектов законодатель­ных актов в Республике Беларусь. В соответствии с Положением Центр вправе заключать в пределах своей компетенции договоры с физически­ми лицами. Соотнося данные нормы с нормами Закона, приходим к вы­воду, что граждане при реализации своего конституционного права зако­нодательной инициативы, зафиксированного в ст. 99 Основного Закона Республики Беларусь, могут обращаться в Центр для разработки послед­ним проекта закона. Закон не определяет конкретного субъекта, разраба­тывающего вносимый гражданами проект. Думается, что Центр вправе подготавливать проект закона при наличии соответствующего граждан­ско-правового договора, сторонами которого будут являться председа­тель инициативной группы граждан по реализации права законодатель­ной инициативы и Центр как юридическое лицо. Ввиду возникающих сложностей при подготовке гражданами законопроекта возможность их обращения в Центр видится как одна из составляющих юридических га­рантий реализации права законодательной инициативы.

Таким образом, исходя из вышесказанного, полагаем необходимым внести изменения и дополнения в ст. 6 «Требования к проекту закона, предлагаемому гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы» Закона.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >