Реализация права законодательной инициативы |
Проблемные аспекты реализации гражданами республики Беларусь права законодательной инициативыЕ. Э. Крупенина Реализация гражданами Республики Беларусь права законодательной инициативы сопряжена с рядом юридических и фактических сложностей. В частности, она предполагает внесение в Парламент уже готового законопроекта. Кроме того, согласно Закону Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» (далее – Закон), проект закона до его внесения должен на стадии регистрации инициативной группы иметь обязательное заключение Министерства юстиции Республики Беларусь. Этот же проект на стадии внесения в Парламент подлежит обязательной юридической экспертизе в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – Центр). Ввиду обязательности обеих процедур вызывает сомнение целесообразность двойной работы этих учреждений по одному проекту закона. Обязательное заключение по сути своей является документом, подготавливаемым на основании проведения специалистами юридической экспертизы. Наличие же нескольких обязательных юридических экспертиз, на наш взгляд, существенно усложняет процедуру реализации права законодательной инициативы гражданами, поэтому представляется целесообразным экспертизу в Министерстве юстиции Республики Беларусь исключить ввиду ее последующего проведения в Центре. Также хотелось бы обратить внимание на то, что ст. 6 Закона требует соответствия вносимого гражданами законопроекта «иным законодательным актам». Данная норма представляется весьма сомнительной уже потому, что к законодательным актам в нашей стране относятся и подзаконные указы Президента Республики Беларусь. В этой связи возникает вопрос о необходимости соответствия проекта закона, вносимого гражданами, подзаконным актам. Немаловажным является и тот факт, что простым гражданам страны, не имеющим юридического образования, на практике весьма проблематично составить законопроект, отвечающий всем правилам подготовки проектов нормативных правовых актов, в том числе требованиям нормо-творческой техники, соответствия актам действующего законодательства. В этой связи отметим, что согласно Положению о Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630, одной из основных функций данного научно-практического государственного учреждения является подготовка проектов законодательных актов в Республике Беларусь. В соответствии с Положением Центр вправе заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими лицами. Соотнося данные нормы с нормами Закона, приходим к выводу, что граждане при реализации своего конституционного права законодательной инициативы, зафиксированного в ст. 99 Основного Закона Республики Беларусь, могут обращаться в Центр для разработки последним проекта закона. Закон не определяет конкретного субъекта, разрабатывающего вносимый гражданами проект. Думается, что Центр вправе подготавливать проект закона при наличии соответствующего гражданско-правового договора, сторонами которого будут являться председатель инициативной группы граждан по реализации права законодательной инициативы и Центр как юридическое лицо. Ввиду возникающих сложностей при подготовке гражданами законопроекта возможность их обращения в Центр видится как одна из составляющих юридических гарантий реализации права законодательной инициативы. Таким образом, исходя из вышесказанного, полагаем необходимым внести изменения и дополнения в ст. 6 «Требования к проекту закона, предлагаемому гражданами в порядке реализации права законодательной инициативы» Закона. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|