Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Французская конституционная реформа





Французская конституционная реформа

Французская конституционная реформа 2008 г.: основные направления

В. А. Юбко

Франция всегда считалась «лабораторией конституций» и прошед­шая в июле 2008 г. реформа, инициированная Президентом Франции Н. Саркози, подтвердила это, изменив облик Конституции 1958 г. Почти половина текста Конституции V Французской Республики была дополне­на или изложена в новой редакции. Июльская реформа 2008 г. была про­ведена по трем основным направлениям: 1) усиление роли парламента; 2) усиление контроля над исполнительной властью; 3) обретение гражда­нами новых прав. Представляется целесообразным проследить основные изменения, исходя из указанных направлений.

С 2008 г. деятельность Парламента реализуется посредством реали­зации трех основных функций: принятие законов; контроль за деятельно­стью Правительства; оценка публичной политики. Конституционный закон № 2008-724 от 23 июля 2008 г. в целом направлен на уравновеши­вание публичных властей. Реформа, прошедшая летом 2008 г., усилила роль Парламента в государственном механизме, наделив его новыми пра­вами, среди которых можно назвать: право принимать резолюции (ст. 341 Конституции); разрешать или продлевать военные вмешательства за ру­бежом (ст. 35); обсуждать проекты по тексту, поправленному комиссией, а не Правительством (ст. 42); наделила правами в области международ­ной и европейской политики (ст. 884 и др.). Как видно, в Конституции V Республики сохранены и расширены существенные элементы парламент­ского правления. Несмотря на то что фигура Президента в V Республике оказалась во многом сильнее, чем это было закреплено ранее, его полно­мочия сейчас несколько ограничены, например, право помилования мо­жет быть реализовано теперь только в индивидуальном порядке (ст. 17); ограничено право назначения Президентом Республики ряда должност­ных лиц (например, членов Конституционного Совета) (ст. 13, 56). Более того, закреплен запрет для занятия поста Президента более двух раз под­ряд (ст. 6). Реформа 2008 г. затронула ст. 16 Конституции 1958 г., закреп­ляющую исключительные полномочия Президента во время чрезвычай­ного положения, ограничив данные полномочия контролем со стороны Конституционного Совета. Вместе с тем реформа 2008 г. предоставила право Президенту Республики прямо обращаться в Парламент с послани­ем (ст. 18). Таким образом, несмотря на некоторую корректировку прези­дентских полномочий, можно утверждать, что Президенту Франции по-прежнему принадлежит ведущая роль в государстве, он остается цен­тральной фигурой страны.

В отношении граждан в Конституции Франции 1958 г. предусмотре­ны следующие новеллы. Вводится народная законодательная инициатива (ст. 11), возможность участвовать в контроле за конституционностью законов в порядке возражения против исков (ст. 611), учреждается долж­ность защитника прав (раздел XI bis «Защитник прав»), закрепляется возможность обращения с петицией в Экономический, социальный и по вопросам окружающей среды совет (ст. 69).

В целом реформа, прошедшая летом 2008 г., является, на наш взгляд, основанием для трансформации политического режима во Франции. Очевидно, что происходит определенное смягчение президенционализма в сторону парламентаризма. Многочисленные изменения, принятые в отношении полномочий Президента и Парламента, со временем проявят себя на практике, можно будет говорить о предпосылках создания во Франции VI Республики и принятия в будущем новой Конституции. Однако необходимо учитывать, что действующая Конституция Франции за 51 год своего существования после внесенных в нее многочисленных поправок приобрела новый облик.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >