Французская конституционная реформа |
Французская конституционная реформа 2008 г.: основные направленияВ. А. Юбко Франция всегда считалась «лабораторией конституций» и прошедшая в июле 2008 г. реформа, инициированная Президентом Франции Н. Саркози, подтвердила это, изменив облик Конституции 1958 г. Почти половина текста Конституции V Французской Республики была дополнена или изложена в новой редакции. Июльская реформа 2008 г. была проведена по трем основным направлениям: 1) усиление роли парламента; 2) усиление контроля над исполнительной властью; 3) обретение гражданами новых прав. Представляется целесообразным проследить основные изменения, исходя из указанных направлений. С 2008 г. деятельность Парламента реализуется посредством реализации трех основных функций: принятие законов; контроль за деятельностью Правительства; оценка публичной политики. Конституционный закон № 2008-724 от 23 июля 2008 г. в целом направлен на уравновешивание публичных властей. Реформа, прошедшая летом 2008 г., усилила роль Парламента в государственном механизме, наделив его новыми правами, среди которых можно назвать: право принимать резолюции (ст. 341 Конституции); разрешать или продлевать военные вмешательства за рубежом (ст. 35); обсуждать проекты по тексту, поправленному комиссией, а не Правительством (ст. 42); наделила правами в области международной и европейской политики (ст. 884 и др.). Как видно, в Конституции V Республики сохранены и расширены существенные элементы парламентского правления. Несмотря на то что фигура Президента в V Республике оказалась во многом сильнее, чем это было закреплено ранее, его полномочия сейчас несколько ограничены, например, право помилования может быть реализовано теперь только в индивидуальном порядке (ст. 17); ограничено право назначения Президентом Республики ряда должностных лиц (например, членов Конституционного Совета) (ст. 13, 56). Более того, закреплен запрет для занятия поста Президента более двух раз подряд (ст. 6). Реформа 2008 г. затронула ст. 16 Конституции 1958 г., закрепляющую исключительные полномочия Президента во время чрезвычайного положения, ограничив данные полномочия контролем со стороны Конституционного Совета. Вместе с тем реформа 2008 г. предоставила право Президенту Республики прямо обращаться в Парламент с посланием (ст. 18). Таким образом, несмотря на некоторую корректировку президентских полномочий, можно утверждать, что Президенту Франции по-прежнему принадлежит ведущая роль в государстве, он остается центральной фигурой страны. В отношении граждан в Конституции Франции 1958 г. предусмотрены следующие новеллы. Вводится народная законодательная инициатива (ст. 11), возможность участвовать в контроле за конституционностью законов в порядке возражения против исков (ст. 611), учреждается должность защитника прав (раздел XI bis «Защитник прав»), закрепляется возможность обращения с петицией в Экономический, социальный и по вопросам окружающей среды совет (ст. 69). В целом реформа, прошедшая летом 2008 г., является, на наш взгляд, основанием для трансформации политического режима во Франции. Очевидно, что происходит определенное смягчение президенционализма в сторону парламентаризма. Многочисленные изменения, принятые в отношении полномочий Президента и Парламента, со временем проявят себя на практике, можно будет говорить о предпосылках создания во Франции VI Республики и принятия в будущем новой Конституции. Однако необходимо учитывать, что действующая Конституция Франции за 51 год своего существования после внесенных в нее многочисленных поправок приобрела новый облик. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|