Право на жизнь |
Право на жизньТ. С. Павлович Право на жизнь является главным, фундаментальным правом каждого человека. В статье 24 Конституции Республики Беларусь говорится о том, что каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. В отличие от большинства других субъективных гражданских прав право на жизнь каждого конкретного лица возникает лишь однажды и, будучи единожды утраченным, не подлежит ни восстановлению, ни приобретению вновь. Возникнув как абсолютная, непостижимая случайность, любая человеческая жизнь неизбежно заканчивается смертью, поэтому право на жизнь всегда ограничено рамками конкретной человеческой жизни. На наш взгляд, данное право не совсем правильно рассматривать без указания на взаимосвязь и неразрывность его с правом на смерть. Объективно, эти права возникают одновременно. С момента появления и реализации права на жизнь человек имеет право на то, чтобы достойно умереть. Только существенное различие в том, что данным правом можно воспользоваться один раз и чаще всего независимо от нашего желания. Вопрос именно о праве на смерть, а не на жизнь, встает особенно остро тогда, когда мы имеем дело с проблемами смертной казни, эвтаназии, абортов и, на наш взгляд, самоубийством. Объявление: Хотелось бы рассмотреть проблему смертной казни. Сколько существовало человечество, столько же существовал и данный институт. Большое количество аспектов приводится в поддержку либо отрицание смертной казни. Хотелось бы высказать свое мнение по поводу некоторых из них. Высшая мера наказания – это негуманно, но относительно чего? Нужен ли обществу тот, кто объективно может лишить жизни другого человека? И достоин ли он пользоваться правом на жизнь, когда без каких-либо на то причин забирает это право у кого-то? А для родственников и близких потерпевшего смертная казнь – самый справедливый и подходящий вариант наказания. Ведь пожизненное заключение не дает гарантии изоляции человека от общества, так как возможно его освобождение после отбывания определенного срока наказания, да и на содержание выделяются большие средства. Не реализуются все цели уголовной ответственности, в частности, исправление лица. Но, с другой стороны, а возможно ли исправить убийцу, который совершил преступление с особой жестокостью, притом осознанно сделав это? Возможна судебная ошибка, процент которой невелик, но, если это касается собственной семьи, родных и близких, то ее значимость возрастает в сотни раз. Религия полностью отрицает существование смертной казни. Да, жизнь дана кем-то свыше, но разве без участия в этом простых смертных она могла бы появиться? Так что частично, в исключительных случаях, люди имеют право ею распоряжаться. В частности, применяя смертную казнь, государство в лице народа и по подразумеваемому его согласию, лишает жизни человека. Возможно, наличие института смертной казни в государстве выступает как устрашающий фактор для преступников. Кстати, чаще всего приговоренные к исключительной мере наказания полностью осознают тяжесть своих деяний, но не раскаиваются в них. Есть предположения о том, что такие преступники страдают специфическим заболеванием – некрофилией (любовь к смерти). Этим во многом объясняется их поведение и требование применения к ним смертной казни. Таким образом они реализуют свое право на смерть. Право на жизнь всегда будет основным, фундаментальным правом каждого человека, ведь без его полной реализации невозможно существование любого из нас. Но все равно, право на смерть будет тенью следовать рядом за ним, так как, когда прекращается одно, возникает другое. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|