Автор: Абызова Элеонора БорисовнаЗа Христа пострадавшие. Протоиерей Петр Красноперов ХХ век вошел в историю как век жестоких гонений на Русскую Православную Церковь. Неисчислимые жертвы принесены ее чадами ради Христа. Одним из тех, кто отдал свою жизнь за веру Христову, кто перед лицом страшных гонений и соблазнов до конца свидетельствовал о Христе и истинности Его благой вести, был протоиерей Петр Дмитриевич Красноперов.
Его краткое жизнеописание составлено на основе материалов следственного дела: анкеты арестованного, протоколов допросов отца Петра, обвинительного заключения по делу. Кроме того, интересные сведения о батюшке удалось получить из публикаций газеты «Вятский епархиальный вестник» за 1900-1917 годы. Газета неоднократно рассказывала об этом деятельном, ревностном пастыре. Петр Дмитриевич Красноперов родился 9 июня 1863 года в селе Васильково Котельничского уезда Вятской губернии в семье причетника Димитрия Ивановича Красноперова. В возрасте десяти лет он поступил в Вятское Духовное училище, по окончании обучения в котором учился в Вятской Духовной семинарии, где окончил 4 класса. 10 октября 1884 года П. Красноперов был определен псаломщиком в Никольскую церковь села Николаевское Котельничского уезда Вятской губернии, 3 января 1886 года был направлен на диаконское место в Казанско-Богородицкую церковь села Макаровка Яранского уезда и 16 марта 1886 года рукоположен в сан диакона. 7 февраля 1892 года диакон Петр Красноперов был определен на священническое место к Троицкой церкви села Люперсола (Кужмара) Яранского уезда; 16 февраля того же года Преосвященнейшим Сергием (Серафимовым), епископом Вятским и Слободским, он был рукоположен во священника. Отец Петр прослужил 12 лет в старинном Троицком храме села Люперсола. Он сразу проявил себя деятельным священником, умеющим обустроить приходскую жизнь и выстроить отношения с народом, пользовался уважением и любовью прихожан. Прекрасную характеристику дал ему настоятель Мироносицкой пустыни иеромонах Пантелеимон (Рожновский), побывавший в Люперсоле в 1889 году, во время крестного хода по селам Вятской губернии с чудотворной Мироносицкой иконой Пресвятой Богородицы: «Второй священник о. П. на вид еще очень молодой и отличается тоже большим благоговением и усердием к молитве; кроме того, он заботится о духовном просвещении своих прихожан и всегда пользуется случаем, чтобы побеседовать с ними о вере и вообще о предметах духовных, а иногда и о недостатках, замечаемых им в жизни прихода, поэтому мирские молебны у него всегда бывают многолюдны; потому что вятский народ особенно дорожит словом назидания своего пастыря. Отец Петр, как мы убедились впоследствии, во всем округе пользуется не только известностью, но и большим уважением и любовию народа, так что на его полевые молебны нередко собираются даже из других приходов»1. Служение в сане иерея отец Петр сочетал с педагогической деятельностью. В 1892-1906 гг. он преподавал Закон Божий в Люперсольском министерском инородческом училище. Одновременно с этим в разные годы он преподавал Закон Божий и был заведующим в Ново-Уражской, Старо-Уражской, Недельской, Мало-Кадамской, Русско-Кадамской школах грамоты, в Средне-Кадамском начальном народном земском училище, Энгеросолинской и Кордемтюрской миссионерских школах грамоты. Этот список школ и училищ, где трудился батюшка, свидетельствует о его неутомимой энергии и горячем желании нести детям Слово Божие. С 1892 года отец Петр состоял членом Братства Святителя и Чудотворца Николая, созданного в Вятке, в 1894-1916 гг. был членом-сотрудником Православного Императорского Палестинского общества. Широко известен он был и как миссионер. В миссионерских трудах немалым подспорьем было то, что отец Петр понимал марийскую речь, хотя полным знанием языка не обладал. Газета «Вятский епархиальный вестник» рассказала о самоотверженности и мужестве священника Петра Красноперова, которые он проявил 2 августа 1899 года, когда, рискуя своей жизнью, прекратил обряд языческого жертвоприношения. Вот отрывок из статьи, написанной инородческим миссионером отцом Сергием Громовым: «В это утро священник Петр Красноперов со своей женой и учительницей Люперсольского училища возвращался из починка Недельки, где они на месте предполагаемой часовни служили по обещанию молебен Казанской иконе Божией Матери. Заметив в лесу, принадлежавшем крестьянам деревни Кордемтюр, дым, батюшка взял крест и Евангелие и пошел туда. Он понял, что там готовится языческое жертвоприношение. Саженях в пяти от огня и котлов священник был окружен крестьянами — новокрещеными марийцами, причем некоторые из них грозили обварить его кипятком. Один из них уже поднял было ведро над головой отца Петра. Некоторые из присутствующих взялись за палки и топоры. Священник обратился к Богу и Пресвятой Богородице с горячей слезной молитвой. Помолившись он воскликнул: «Делайте, что хотите, режьте меня на части, бросайте в котел, бейте палками, что хотите, то и делайте!» Все притихли, бросили палки, согласились, чтобы отец Петр отслужил молебен. После молебна Спасителю и Казанской иконе Божией Матери батюшка сказал слово о пагубности идольских жертв. Огонь был потушен, все приложились ко кресту и Евангелию и ушли из рощи»2. Труды отца Петра на ниве Христовой были высоко оценены: в 1895 году он был награжден серебряной медалью в память царствования императора Александра III, 23 июня 1897 года — темно-бронзовой медалью за труды по первой Всероссийской переписи населения, 30 июля 1897 года — набедренником, 16 октября 1899 года — скуфьей. По поводу последнего награждения в «Вятском епархиальном вестнике» читаем: «Священник церкви села Люперсольского Яранского уезда Петр Красноперов за ревностное пастырское служение и заботы об охранении своих прихожан-черемис от пагубного влияния ревнителей языческой старины Его Преосвященством, Преосвященнейшим Алексием награжден скуфьею»3. 27 октября 1904 года распоряжением епархиального начальства отец Петр был поставлен на приход в село Русский Кадам Яранского уезда. В Сретенской церкви этого села батюшка прослужил до своего ареста в 1937 году. И в новом приходе отец Петр проявил себя неутомимым тружеником на ниве Христовой. Он был усердным проповедником слова Божия, истово и благоговейно совершал богослужения, пользовался уважением и любовью прихожан. За свои труды он и в период служения в Русском Кадаме был неоднократно награжден: в 1907 году — грамотой Святейшего Правительствующего Синода, в 1909 году — камилавкой, в 1911 году — серебряной медалью в память 25-летия восстановления церковных школ, в 1913 году — юбилейным знаком в память трехсотлетия царствования дома Романовых, в 1915 году — знаком Православного Императорского Палестинского общества и жетоном от Российского общества Красного Креста. Из газеты «Вятский епархиальный вестник» мы узнаем, что приход села Русский Кадам поддерживал связи со Свято-Пантелеимоновым монастырем, располагавшимся на Святой Горе. Афонские насельники пожертвовали в Сретенскую церковь 5 икон, писанных на кипарисовых досках, стоимостью в 420 рублей, в связи с чем архимандриту Пантелеимонова монастыря Михаилу с братией от архиепископа Вятского и Слободского была выражена благодарность 22 августа 1913 года4. В годы Первой мировой войны Русская Православная Церковь и ее служители были вместе со своим народом и разделяли его радости и горести. 16 июля 1915 года »Вятские епархиальные ведомости» сообщали: «Священник церкви села Русский Кадам Яранского уезда Вятской епархии Петр Красноперов препроводил обер-прокурору Синода сто рублей и просил о предоставлении сих денег Его Императорскому Величеству на нужды войны. В прошении своем по настоящему предмету священник Красноперов изъяснил, что деньги эти составляют все его сбережения за время тридцатилетней службы его, сначала в должности псаломщика, потом диакона и, наконец, священника в бедных приходах, что он ежедневно молит Господа Бога о даровании Его Императорскому величеству и Российскому христолюбивому воинству победы над врагом и что своих духовных детей, отправляющихся на военную службу, он напутствует молебствием и увещеваниями «стоять за Веру, Царя и Отечество мужественно, без ропота, без страха пред врагом и смертию», по уходе же их на войну молится за них за каждою церковною службою и ныне рад помочь им хотя бы малою лептою. На письме Государь Император собственноручно начертал: «Сердечно благодарю Петра Красноперова»5. В 1918 году на Россию обрушилась лавина воинствующего безбожия. Для всех, продолжавших жить по заповедям Божиим, а особенно для священнослужителей, началось скорбное время. Святейший Патриарх Тихон писал в эти дни: «Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной «контрреволюционности»6. В этих условиях гонений отец Петр показал себя твердым исповедником Православной веры. Неустрашимо изо дня в день, кропотливо и без устали он продолжал прилагать силы во имя служения Христу. Батюшка призывал свою паству соблюдать воскресные дни и церковные праздники, много общался с детьми, наставляя их ходить в церковь и обучая их молитве, обращался к прихожанам с просьбами помогать сохранять храм, на который были наложены непосильные налоги. Он пользовался в селе уважением, в праздники в церкви было немало народа. В 1928 году отец Петр Красноперов был возведен в сан протоиерея, в 1935 году награжден митрой, к 1937 году исполнял должность благочинного Пектубаевского, Ново-Торъяльского, Оршанского и Ронгинского районов МАССР. 25 октября 1937 года отец Петр был арестован. Ему исполнилось 74 года. Матушка Мария Стефановна пережила в это время еще один страшный удар: сын Петр Петрович, священник церкви села Юрьево Котельничского района Кировской области был арестован, томился в тюрьме. Позже, по постановлению тройки НКВД Кировской области, он был расстрелян. Мария Стефановна, как и все жены репрессированных священнослужителей, оказалась в очень тяжелом положении. Ей, как и всем матушкам после ареста мужей, помогли выжить глубокая вера в Промысел Божий и помощь прихожан. В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения утверждалось, что еще до революции священник Петр Красноперов активно боролся против революционного движения, а после 1917 года систематически вел контрреволюционную агитацию против советской власти. Обвинение предъявлялось по статьям 58-10, 58-13, батюшка содержался под стражей в Пектубаевском КПЗ, а в последующем был переведен в Йошкар-Олинскую тюрьму. По данному следственному делу было допрошено 9 свидетелей. Кроме традиционного в то время обвинения в контрреволюционной агитации, много внимания на допросах было уделено событиям тридцатилетней давности. Тогда в Кадаме работали две учительницы, зараженные революционными идеями. Они говорили о необходимости свержения царской власти, вели пропаганду против религии, в том числе и среди детей. Отец Петр понимал всю опасность такой революционной агитации. Но он не писал доносов, а действовал открыто. Батюшка написал прошение от имени прихода Вятскому губернатору, а перед этим организовал собрание верующих, где была высказана просьба выслать революционно настроенных педагогов из Кадама. Причем все свидетели, вспоминавшие на допросах об этом собрании, признавали, что сами подписывали это прошение. Учительницам пришлось уехать из села. Об их дальнейшей судьбе отцу Петру ничего не было известно. На трех допросах, состоявшихся 26-28 октября 1937 года, протоиерей Петр Красноперов своей вины не признал. В ходе следствия он держался мужественно, отверг все обвинения, в своих ответах был лаконичен. 10 ноября 1937 года состоялось заседание тройки НКВД по Марийской АССР, на котором протоиерей Петр Красноперов был приговорен к 8 годам заключения. О дальнейшей судьбе батюшки известно немного: в следственном деле содержится документ от 24 января 1942 года, согласно которому отец Петр скончался в заключении 30 марта 1939 года. Своей жизнью, завершившейся мученической кончиной, протоиерей Петр Красноперов явил пример верности Христу, своему пастырскому долгу. С любовью и благоговением обращаемся мы к подвигу пострадавших за веру Христову. В их жизненном пути православные христиане находят образец веры, пример жертвенной любви к Богу и ближним, опору в переживаемых испытаниях. Нескончаемый мартиролог русских исповедников Православия начала ХХ века, несомненно, имеет обращенность в будущее нашего Отечества, и жизнь протоиерея Петра Красноперова оказалась вплетенной в этот общий и пока не вскрытый до конца исторический контекст Руси грядущей. Примечания 1 «Известия по Казанской епархии». 1899. № 18. С. 809. 2 «Вятские епархиальные ведомости». 1900. № 34. С. 393-395. 3 «Вятские епархиальные ведомости». 1900. № 3. С. 51. 4 «Вятские епархиальные ведомости». 1913. № 34. С. 628. 5 «Вятские епархиальные ведомости». 1915. № 29. С. 530. 6 К канонизации новомучеников Российских. М., 1991. С. 70.
|