Административные комиссии |
Юридическая природа административных комиссийА. П. Лукьянова Административные комиссии являются юрисдикционными органами межведомственной компетенции в области применения к виновным лицам административных взысканий, их деятельность носит коллегиальный характер. Однако их компетенция в связи с принятием нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) от 21.04.2003 г. № 194-З (в редакции от 15.06.2009) несколько сузилась. В настоящее время они вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, прямо оговоренных в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. К таким делам относятся, например: нарушение законодательства о книге замечаний и предложений (ст. 9.24 КоАП); уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений (ст. 10.8); нарушение требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений или мест их обитания и произрастания (ст. 15.8); уничтожение либо повреждение межевых знаков (ст. 15.13) и другие дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КоАП (всего 71 статья). До принятия Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях административные комиссии могли рассматривать все дела об административных правонарушениях, за исключением отнесенных законодательством к компетенции других органов (должностных лиц). Это означало, что они рассматривали не только дела, непосредственно отнесенные к их компетенции, но и дела, которые могли передать на их рассмотрение другие органы. Иными словами административные комиссии, по существу, были универсальными органами в области административной юрисдикции. Неплохо было бы и в настоящее время их компетенцию расширить за счет дел, ныне отнесенных к рассмотрению отдельных инспекций, так как административные комиссии являются коллегиальными органами и их эффективность работы этим самым значительно выше, чем единоначаль-ных – различных инспекций. Административные комиссии образуются местными исполнительными комитетами. Они действуют при районных исполнительных комитетах и при местных администрациях в городах. В состав комиссий по положению входят: председатель комиссии, его заместитель, ответственный секретарь и иные члены комиссии. Не во всех комиссиях ответственный секретарь имеет юридическое образование. Нередко секретарями бывают педагогические работники. Ответственный секретарь, по существу, главный в административной комиссии, он готовит все материалы по делам об административных правонарушениях для рассмотрения на заседаниях комиссии. Он должен знать, относятся ли те или иные дела к компетенции административных комиссий. Все иные члены комиссий, как правило, не имеют юридического образования. Желательным было бы включать в состав комиссии, например, юрисконсульта исполнительного комитета. Специфика правового положения административных комиссий состоит в том, что они обладают собственной компетенцией и определенной самостоятельностью по отношению к исполкомам, при которых они находятся. Однако, обладая самостоятельностью при разрешении дел, относящихся к их компетенции, административные комиссии вместе с тем в организационном отношении подчинены исполкомам, которые их создают. Административные комиссии являются единственными юрисдикци-онными органами, которые образуются специально для рассмотрения дел об административных правонарушениях. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|