Государственное регулирование в сфере игорного бизнеса |
Государственное регулирование в сфере игорного бизнеса в государствах – участниках СНГТ. М. Пехота В настоящее время с учетом динамики роста оборотов игорного бизнеса и повышения спроса населения на развлечения, включая и азартные игры, естественным является усиление роли государства в регулировании общественных отношений, складывающихся в игорной деятельности. В большинстве стран – участниц СНГ указанный вид предпринимательства регулируется государством на основании как отраслевых законов, так и иных нормативных правовых актов. Например, в России действует Федеральный закон от 29 декабря 2006 г., специально посвященный государственному регулированию в сфере игорной деятельности, который так и называется «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним под государственным регулированием предлагается понимать устанавливаемый правовыми нормами режим по организации и проведению азартных игр. В качестве используемых при этом называются такие методы, как: установление порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений; выделение игорных зон; выдача разрешений; лицензирование; осуществление государственного контроля и т. д. (ст. 3). Следует отметить, что государственное регулирование игорной деятельности в странах – участницах СНГ включает в себя практически од-новариантные способы воздействия на упорядочение отношений в сфере игорного бизнеса. Однако порядок организации данного вида деятельности, процедура выдачи лицензий, осуществление государственного контроля в различных странах складываются по-разному. При этом также необходимо учитывать национально-культурные особенности государства, его территориальность, численность населения, сложившийся в нем тип экономических отношений, религиозные и социальные традиции народов, их менталитет и многие другие обстоятельства. Что же касается органов государственной власти, занимающихся вопросами игорного бизнеса, то в большинстве случаев центральное место в системе органов, регулирующих эту сферу, занимает конкретное министерство. Так, в Беларуси лицензирующим и контролирующим органом является Министерство спорта и туризма, в рамках которого действует Департамент по туризму. К его компетенции относятся все вопросы управления процессами формирования и реализации государственной политики в области игорного бизнеса. В Республике Молдова правила проведения азартных игр представляются в Министерство финансов с просьбой о выдаче лицензии на деятельность в области азартных игр. Но данное министерство скорее выполняет функции контролирующего и надзорного органа, а органом по выдаче лицензий на деятельность в указанной сфере выступает Лицензионная Палата Республики Молдова. Объявление: В некоторых государствах предпринимательская деятельность в сфере игорного бизнеса полностью запрещена. Например, не так давно в Украине был принят Закон от 15 мая 2009 г. «О запрете игорного бизнеса в Украине», основаниями для разработки которого послужили распространение игорных заведений в большом количестве и увеличение на рынке азартных игр теневого сектора. Вместе с тем согласно данному Закону к азартным играм не относятся организация и проведение лотерей, популярность которых сегодня возрастает, особенно среди незащищенных слоев населения. Таким образом, государственное регулирование деятельности в сфере игорного бизнеса можно рассматривать в качестве основной управленческой функции, включающей как правовое регулирование, так и практическую деятельность органов исполнительной власти по установлению порядка организации и осуществления игорного бизнеса, соблюдению прав и обязанностей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также контролю и надзору за законностью игорной деятельности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|