Ответственность за невыполнение требований о профилактике правонарушений |
Административная ответственность за невыполнение требований о профилактике правонарушенийВ. В. Коляго В качестве одной из основных задач Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) согласно ч. 2 ст. 1.2 является предупреждение административных правонарушений. При помощи запретов формируются сдерживающие мотивы поведения участников общественных отношений и обеспечивается их действие. В целях формирования гарантий реализации правовых норм, регламентирующих профилактическую деятельность, в настоящее время требуется закрепление в КоАП новых составов правонарушений, а также конкретизация имеющихся норм. Так, в ч. 3 ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» указывается, что непринятие организацией, должностным лицом мер по выполнению требований, содержащихся в представлении, влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Но в КоАП содержится лишь ст. 24.3, предусматривающая ответственность за непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению судьи, органа дознания, следователя или прокурора. Исходя из содержания ст. 199 УПК Республики Беларусь орган уголовного преследования вправе внести представление об устранении причин и условий, способствующих совершению только преступлений, которые им устанавливаются при производстве по уголовному делу. Остаются без внимания причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений, а также подобные обстоятельства, выявляемые вне производства по уголовному делу. Круг субъектов, имеющих право вносить представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, значительно шире органов дознания. Поэтому в практической деятельности некоторых субъектов профилактики возникают проблемы, связанные с оставлением внесенных ими представлений без рассмотрения, что негативно сказывается на устранении либо нейтрализации причин правонарушений и условий, способствующих их совершению. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным внесение дополнений в ст. 24.3 КоАП в виде закрепления ответственности за непринятие мер по устранению либо нейтрализации причин правонарушений, либо способствующих им условий, а также за несвоевременный ответ на представление уполномоченного на его внесение субъекта профилактики. В статьях 3, 35 Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» содержится норма об ответственности, в том числе и административной, должностных лиц субъектов профилактики правонарушений за нарушение законодательства в области профилактики правонарушений, но в КоАП отсутствует соответствующий состав правонарушения. В связи с этим целесообразно предусмотреть ответственность субъектов профилактики за нарушения законодательства в данной области правоотношений (например, за необоснованную постановку либо снятие граждан с профилактического учета, применение мер индивидуальной профилактики правонарушений, а также нарушение установленного Законом порядка их применения и т. д.). Необходимость введения административной ответственности за данные действия уполномоченных должностных лиц обусловлена тем, что ими затрагиваются конституционные права и законные интересы граждан, в связи с чем применение дисциплинарной ответственности за их нарушение представляется несоответствующим тяжести совершенного проступка. На наш взгляд, внесенные предложения будут способствовать усилению исполнительской дисциплины соответствующих субъектов и повышению эффективности механизма административно-правового регулирования профилактической деятельности уполномоченных органов. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|