
Применение социального налогового вычета |
Применение социального налогового вычета на образование при исчислении подоходного налогаТ. В. Самохвалова Налоговый вычет – это суммы, уменьшающие налоговую базу при исчислении налога. Законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» предусмотрено несколько видов налоговых вычетов, один из которых – социальный вычет на образование. Подпункт 1.1 ст. 14 вышеуказанного Закона предусматривает предоставление социального вычета на образование в сумме, уплаченной плательщиком в течение налогового периода за свое обучение; плательщиком, состоящим в отношениях близкого родства, – за обучение близкого родственника; плательщиком-опекуном (попечителем) – за обучение своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей, фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования. Данная норма постоянно претерпевает изменения. Например, до 1 января 2008 г. плательщики-опекуны имели право на получение социального налогового вычета только на суммы, внесенные ими в виде оплаты за обучение в период до достижения их подопечными 18-летнего возраста. Новеллой законодательства, действующего с 2009 г., является перенесение остатка неиспользованного вычета на последующие налоговые периоды до полного его использования. Несмотря на совершенствование рассматриваемой нормы при применении ее на практике возникает ряд вопросов. Например, имеет ли право на данный налоговый вычет налогоплательщик в случае, если он обучается в магистратуре, аспирантуре, ординатуре? Еще более сложная ситуация возникает в случае получения нескольких образований одновременно. Если первый из вышеназванных вопросов решается с помощью действующего законодательства однозначно (социальному налоговому вычету подлежат расходы по оплате обучения в магистратуре; аспирантура, адъюнктура, ординатура и докторантура являются послевузовским образованием и к высшему образованию не относятся), то при рассмотрении второго вопроса возникают определенные трудности. Ведь в таком случае оба получаемых образования являются незаконченными, и нет возможности определить, какое из них является первым высшим. По этому поводу существуют различные мнения. На практике же суммы, направляемые на получение и одного и второго образования, подлежат социальному налоговому вычету. Но при окончании студентом одного факультета денежные средства, направляемые на получение второго образования, к социальному налоговому вычету относиться не будут. Если обратиться к российскому законодательству, то можно увидеть значительную разницу в правовом регулировании данного вопроса. Согласно ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации, социальный налоговый вычет можно получить по расходам на обучение не только в вузе, сузе, но и в других образовательных учреждениях, в том числе в детских садах, спортивных и музыкальных школах, учебных центрах и даже автошколах при наличии соответствующей лицензии. Законодательство Российской Федерации устанавливает уровень максимально-возможного вычета, а также предельный возраст детей (24 года), до достижения которого родители или опекуны имеют право на вычет за их обучение. Предоставление социального налогового вычета на образование связано с определенными нюансами и необходимостью соблюдения множества условий. Именно в связи с таким положением на практике нередко допускаются ошибки. Для уменьшения таковых необходимо дальнейшее совершенствование и уточнение законодательства, регулирующего данный вопрос, а также повышение знаний и информирование в области налогообложения не только практических работников, но и самих налогоплательщиков. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|