Регулирование внешнеэкономических сделок |
Публично-правовые элементы в регулировании внешнеэкономических сделокК. В. Дробышевская Современной тенденцией развития зарубежных систем права является процесс возрастающего проникновения в сферу действия частного права элементов публично-правового регулирования, обозначаемый термином «публицизация» (Р. Саватье). Данная тенденция присуща и белорусскому праву. Признаками «публицизации» являются: 1) публично-правовой, общеобязательный характер частноправовых норм, ограничивающий самостоятельность и инициативу участников, и влекущий, в случае их неисполнения, установленные законом неблагоприятные последствия; 2) интеграция публичноправовых норм в гражданское законодательство и право; 3) защита публичных интересов; 4) воздействие пуб-личноправовых элементов на общественные отношения только в связи с применением частноправовых норм. Сферами применения элементов публично-правового регулирования выступают оборотоспособность объектов гражданских прав, отношения между экономически неравными субъектами, отношения по обеспечению конкуренции и ограничению монополистической деятельности, обязательственные отношения с участием публичных образований и отношения по осуществлению публичной собственности, а также внешнеэкономические отношения частноправового характера. Несмотря на изменения в правовом регулировании внешнеэкономических отношений, вызванные предстоящим присоединением Республики Беларусь к Всемирной торговой организации, остается актуальной необходимость обеспечения в национальном законодательстве оптимального сочетания публичноправового и частноправового регулирования в целях защиты отечественных производителей, и тем самым, национальной безопасности в экономической сфере. В национальном правовом регулировании внешнеэкономических сделок используются два метода правового регулирования: метод координации (децентрализованное, дис-позитивное регулирование, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные) и метод субординации (централизованное, императивное регулирование, при котором правовое положение субъектов по отношению друг к другу характеризуется как отношения субординации). Кроме этого, во взаимодействии с вышеуказанными методами при правовом регулировании внешнеэкономических сделок применяются «собственные» методы регулирования международного частного права – прямой (материально-правовой) и коллизионный. Реализация и охрана частных интересов обеспечивается с помощью метода координации, публичных – с помощью метода субординации. Правила сочетания данных методов определяются через специальные принципы правового регулирования данной сферы отношений, закрепленные в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 24 ноября 2004 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В правовом регулировании внешнеэкономических сделок элементы публично-правового регулирования используются в следующих формах: императивные частноправовые нормы, содержащиеся в актах гражданского законодательства (например, ст. 1116 ГК Беларуси), императивные частноправовые нормы, содержащиеся в актах отраслей публичного права (например, определение исчерпывающих способов прекращения обязательств и порядка осуществления расчетов по ним, установление сроков прекращения обязательств при проведении экспортных и импортных операций, закрепленные в Указе Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»), регистрация сделки, «специальная» правоспособность внешнеэкономических агентов (наличие специальных разрешений (лицензий) и/или лицензий, обладание «исключительным правом на осуществление внешней торговли» отдельными видами товаров). Указанный перечень форм применения элементов публично-правового регулирования не является исчерпывающим, поскольку с развитием экономических отношений существует постоянная необходимость создания адекватных приемов правового воздействия на соответствующие отношения. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|