Коллизии норм, регулирующих отношения |
О коллизиях норм, регулирующих отношения по предоставлению гарантий местных исполнительных и распорядительных органовН. А. Лопуть 1. В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Статьей 124 ГК определено, что Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами. От имени государства и административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, или иные органы в случаях, предусмотренных законодательством. Государство и административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности. Таким образом, государство и административно-территориальные единицы могут выступать гарантом. 2. Местные исполнительные и распорядительные органы являются юридическими лицами – учреждениями, а следовательно, самостоятельными субъектами гражданских правоотношений. ГК называет местные исполнительные и распорядительные органы в качестве субъектов, которые могут выступать гарантами, при этом Президентом Республики Беларусь и (или) законами может быть установлен особый порядок предоставления гарантий местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций. 3. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь гарантии местных исполнительных и распорядительных органов – обязательство местного исполнительного комитета как гаранта нести ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком обязательств по возврату кредита, выданного банком Республики Беларусь. Таким образом, гарантом и, следовательно, субъектом по данному виду правоотношений является организация – местный исполнительный комитет. При этом Бюджетным кодексом установлено, что договоры о предоставлении гарантий местных исполкомов являются формой долговых обязательств Республики Беларусь, а долг органов местного управления и самоуправления – общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам органов местного управления и самоуправления на определенный момент времени. Исходя из этих норм, местные исполнительные и распорядительные органы являются лишь органами, приобретающими и осуществляющими имущественные права от имени Республики Беларусь. Объявление: Вместе с тем в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса долг органов местного управления и самоуправления полностью обеспечивается средствами соответствующего местного бюджета и иным имуществом, находящимся в собственности административно-территориальной единицы, что соответствует ответственности административно-территориальной единицы, как субъекта правоотношений, от имени которой могут выступать местные исполнительные и распорядительные органы. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|