Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Электронное декларирование





Электронное декларирование

Электронное декларирование: позитивное направление деятельности налоговых органов

А. Н. Харчевникова

В 2009 г. налоговые органы Республики Беларусь усовершенствова­ли свою работу, предложив плательщикам возможность представлять налоговые декларации в электронном виде, одновременно упростив свою деятельность. «Электронное декларирование» реализуется посредством внедрения в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы «Расчет налогов» и регулируется Налоговым кодек­сом Республики Беларусь, а также рядом нормативных правовых актов, принятых Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

По сравнению с бумажными носителями представление налоговых деклараций в электронном виде имеет для плательщиков ряд преиму­ществ:

· экономия времени. Ускоряется процесс взаимодействия инспек­тора, принимающего расчеты, и бухгалтера. Не позднее одного рабочего
дня с момента отправления декларации на портал МНС осуществляется электронное подтверждение ее принятия, в котором также отражаются ошибки и моменты, требующие уточнения или изменения;

· отсутствие дублирования документов. При представлении налого­вых деклараций в электронном виде организации нет необходимости сда­вать их и на бумажных носителях;

· избежание ошибок в отчетности. Расчеты представляются вовре­мя и по форме, установленной законодательством;

· конфиденциальность информации и надежность электронного до­кументооборота. Все налоговые декларации подписываются индивиду­альной электронно-цифровой подписью. Содержащиеся в направленной налоговой отчетности данные защищены от несанкционированного про­смотра и корректировки с помощью специальных средств защиты;

· оперативность обработки информации, избежание технических ошибок и др.

С момента внедрения на 26 октября 2009 г. из 358 346 зарегистриро­ванных плательщиков к системе электронного декларирования подклю­чилось 10 178 плательщиков (2,8 %). В электронном виде принято 60 226 налоговых деклараций. Однако остаются нерешенными некоторые во­просы. Одним из них является отправка-прием документов свободной формы (письма, справки), которые плательщикам необходимо прилагать к налоговым декларациям, как, например, в случае обоснования права на льготы. Такое новшество сделает работу бухгалтера, экономиста или фи­нансиста более производительной и удобной, а значит более эффектив­ной.

Расчет времени, которое инспектор экономит благодаря тому, что получает налоговые декларации от плательщиков в электронном виде, конечно, приблизительный, но показательный. Принимая декларации у 150 организаций, налоговый инспектор вместе со справками получает до 1000 документов в месяц. Инспекторам приходится самостоятельно вво­дить данные в электронную базу; выполнение технической работы требу­ет значительных усилий и занимает много времени (до нескольких дней). Теперь, когда декларации начинают поступать в электронном виде, на эту работу будет тратиться все меньше и меньше времени. Соответствен­но появляется больше возможностей для аналитической работы, более внимательной, детальной оценки документации отдельных налогопла­тельщиков.

Необходимо помнить, что организация самостоятельно выбирает форму представления налоговых деклараций в электронном виде или на бумажном носителе. Думается, что придет время, когда все плательщики перейдут на электронное декларирование.

 
< Предыдущая   Следующая >