Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Принципы государственного финансового





Принципы государственного финансового

Формирование системы принципов государственного финансового контроля на современном этапе

А. М. Михаловский

Одним из важных условий достижения целей и задач государствен­ного финансового контроля является определение и соблюдение опреде­ленных принципов, которые являются основными руководящими поло­жениями, охватывающими контрольную деятельность в целом. Именно поэтому при исследовании государственного финансового контроля, при определении системы финансового контроля большинство авторов (В. В. Бурцев, Ю. М. Воронин, Е. Ю. Грачева, С. О. Есин, Н. П. Ефимова, А. М. Тарасов, В. М. Родионова) так или иначе касаются вопросов прин­ципов государственного финансового контроля.

Законодательное закрепление указанных принципов направлено на обеспечение интересов государства, а также на гарантию прав и закон­ных интересов субъектов, в отношении которых проводится контроль. Принципы государственного финансового контроля в таком случае вы­ступают в качестве основополагающих руководящих положений, на ос­нове которых строится контрольная деятельность государства.

Национальное законодательство закрепляет ряд таких принципов. В пункте 3 Положения о порядке организации и проведения проверок, ут­вержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 закрепляются следующие принципы:

· презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;

Объявление:

· законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения кон­тролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устра­нении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;

· открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обя­зательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознаком­ления с этими актами, в том числе путем их размещения на сайтах госу­дарственных органов и иных организаций;

· равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъек­тов;

· открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на пред­стоящий период;

· ответственности контролирующих (надзорных) органов, их долж­ностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контро­ля (надзора).

В то же время международное сообщество достаточно давно разра­ботало базовый перечень принципов организации и осуществления госу­дарственного финансового контроля. Содержание данных принципов закреплено в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в октябре 1977 г. на IX конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ).

Базируясь на международном опыте и исследовании работ различ­ных авторов (С. А. Агапцов, В. В. Бурцев, А. Я. Быстряков, Ю. М. Воро­нин, Е. Ю. Грачева, С. О. Есин, В. А. Жуков, О. А. Ногина и др.), можно предложить следующую систему принципов государственного финансо­вого контроля: законность, независимость, объективность, гласность, компетентность, ответственность, системность.

Сравнение национальных перечней принципов с международными показывает, что национальное законодательство не в полной мере ис­пользует международный опыт. В связи с этим необходимо продолжить совершенствование национального законодательства в сфере контроль­ной деятельности с учетом общепринятых принципов контроля, сделав упор на повышение компетентности, объективности и независимости контрольной деятельности.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >