Принципы государственного финансового |
Формирование системы принципов государственного финансового контроля на современном этапеА. М. Михаловский Одним из важных условий достижения целей и задач государственного финансового контроля является определение и соблюдение определенных принципов, которые являются основными руководящими положениями, охватывающими контрольную деятельность в целом. Именно поэтому при исследовании государственного финансового контроля, при определении системы финансового контроля большинство авторов (В. В. Бурцев, Ю. М. Воронин, Е. Ю. Грачева, С. О. Есин, Н. П. Ефимова, А. М. Тарасов, В. М. Родионова) так или иначе касаются вопросов принципов государственного финансового контроля. Законодательное закрепление указанных принципов направлено на обеспечение интересов государства, а также на гарантию прав и законных интересов субъектов, в отношении которых проводится контроль. Принципы государственного финансового контроля в таком случае выступают в качестве основополагающих руководящих положений, на основе которых строится контрольная деятельность государства. Национальное законодательство закрепляет ряд таких принципов. В пункте 3 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 закрепляются следующие принципы: · презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта; Объявление: · законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих; · открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем их размещения на сайтах государственных органов и иных организаций; · равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов; · открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период; · ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора). В то же время международное сообщество достаточно давно разработало базовый перечень принципов организации и осуществления государственного финансового контроля. Содержание данных принципов закреплено в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в октябре 1977 г. на IX конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Базируясь на международном опыте и исследовании работ различных авторов (С. А. Агапцов, В. В. Бурцев, А. Я. Быстряков, Ю. М. Воронин, Е. Ю. Грачева, С. О. Есин, В. А. Жуков, О. А. Ногина и др.), можно предложить следующую систему принципов государственного финансового контроля: законность, независимость, объективность, гласность, компетентность, ответственность, системность. Сравнение национальных перечней принципов с международными показывает, что национальное законодательство не в полной мере использует международный опыт. В связи с этим необходимо продолжить совершенствование национального законодательства в сфере контрольной деятельности с учетом общепринятых принципов контроля, сделав упор на повышение компетентности, объективности и независимости контрольной деятельности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|