Китайское инвестиционное законодательство |
Совершенствование китайского инвестиционного законодательства и его оценкаХэци Чжу 15 ноября 1999 г. Китай и США подписали двустороннее соглашение, касающееся вступления КНР в ВТО, а 19 мая 2000 г. также было достигнуто двустороннее соглашение между Китаем и ЕС. Со времени подписания соглашений для выполнения обязательств по вступлению в ВТО, а также соблюдения принципов данной организации китайское правительство провело масштабный пересмотр законов и норм, касающихся регулирования иностранных инвестиций, включая содержащиеся в инвестиционном и торговом законодательстве законы и установления. Правительство также разработало, реформировало и ликвидировало более 2000 законов, правительственных постановлений и местные установления, упорядочило более 190 000 местных законоположений, постановлений местных правительств и предприняло ряд других стратегических мер. Среди них наиболее важными являются пересмотр базовых законоположений об иностранных предприятиях, как то: Закон «О совместных предприятиях», Закон «О совместных кооперативных предприятиях», Закон «Об иностранных предприятиях», а также прилагающиеся к ним «Руководства к использованию», принятые в духе принципов ВТО и последовательно проводящие в жизнь концепцию «национального режима» и «режима наибольшего благоприятствования». Ликвидированы такие противоречащие правилам ВТО положения, как требование соблюдения сбалансированности иностранной валюты, требования, касающиеся местного содержания, требования минимального экспорта, предоставление производственного плана предприятия и др. (Лю Сюнь. Международная правовая система защиты международных инвестиций. Пекин, 2001. C. 102) Вышеописанная переработка законодательства, касающегося предприятий с иностранными инвестициями, является важнейшей реформой, направленной на адаптацию китайского законодательства об иностранном капитале к требованиям ВТО. Китай не только дал официальный ответ в сфере законодательства на требования соглашения ТРИМС, но и воплотил особенности современного периода и характерные особенности страны. Все это имеет важное значение для Китая, которое заключается в следующем. Во-первых, вышеописанная переработка законодательства напрямую направлена на требования валютного баланса, торгового баланса, экспорта продукции и покупки местных материалов и продукции и другие инвестиционные меры, т. е. ликвидированы инвестиционные меры, которые четко запрещены соглашением ТРИМС. Все это не только отражает важный прогресс китайского законодательства, регулирующего иностранный капитал, но и показывает, что оно все более тесно сплетается с многообразными международными правилами. Во-вторых, в процессе этой переработки китайского законодательства, регулирующего иностранный капитал, его основной направляющей характеристикой стало последовательное проведение в жизнь принципа национального режима и следование законам рыночной экономики. Объявление: Главным направлением последующего реформирования данного законодательства и в будущем будет совершенствование социалистической рыночной экономики, целью будет создание равноправного национального режима для отечественных и иностранных предприятий, а гарантией этого будет разделение правительства и экономики, обеспечения функционирования предприятий по законам рынка. Наконец, данная реформа законодательства отразила то, что китайские законодательные органы уже могут быстро и прагматично выполнять обязательства по международным договорам и разрешать противоречия и конфликты с внутренним законодательством. В целом реформированное китайское инвестиционное законодательство продолжает последовательно, активно, эффективно развиваться в направлении использования иностранного капитала, повышая уровень открытости по отношению к иностранному капиталу. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|