Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Право юридических лиц на компенсацию морального вреда





Право юридических лиц на компенсацию морального вреда

К вопросу о праве юридических лиц на компенсацию морального вреда (сравнительно-правовой анализ законодательства стран СНГ)

Е. В. Габрукович

Одним из наиболее дискуссионных в юридической литературе явля­ется вопрос о допустимости компенсации морального вреда юридиче­скому лицу. Правоприменительная практика основывается на действую­щем законодательстве своего государства, что предопределяет, в частно­сти, разные подходы к исследуемому вопросу в странах СНГ.

Согласно п. 7 ст. 153 ГК Республики Беларусь юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие деловую ре­путацию, не вправе требовать возмещения морального вреда. Категорич­ный подход к вопросу о неприменимости такого способа защиты, как компенсация морального вреда, на уровне основополагающего цивили-стического законодательного акта отражен и в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 апреля 2005 г. № 16 «О применении хозяйственными судами законодательства при рас­смотрении дел о защите деловой репутации».

Как и Республика Беларусь, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан признают компенсацию морального вреда только как способ защиты нарушенных прав граждан, опираясь на легальные определения морального вреда в этих странах как физических и нравственных страда­ний, не соотносимых с природой юридического лица.

В рамках ряда стран СНГ такой ограничительный подход к вопросу о субъектном составе права на компенсацию морального вреда в настоя­щее время подвергается сомнению, что находит отражение в законода­тельстве и судебной практике соответствующих государств.

Объявление:

ГК Российской Федерации не содержит запрета на компенсацию мо­рального вреда юридическому лицу. Следует обратить внимание, что, с одной стороны, в п. 7 ст. 152 ГК РФ определено, что правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репута­ции юридического лица, с другой – при регламентации субъектного со­става лиц, имеющих право на компенсацию морального вреда (ст. 151 ГК), называется только гражданин. Неоднозначный подход законодателя по­рождает различные варианты толкования и применения соответствующих норм при решении вопроса о допустимости компенсации морального вре­да применительно к юридическим лицам.

Другие государства более четко определяют свою позицию о допус­тимости использования юридическими лицами такого способа защиты, как компенсация морального вреда. Согласно п. 3 ст. 16 ГК Кыргызской Республики в случаях, предусмотренных Кодексом и другими законами, моральный вред может быть компенсирован юридическому лицу. В пунк­те 6 ст. 143 ГК Республики Казахстан юридическому лицу прямо предо­ставлено право требовать возмещения морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих его деловую репутацию. ГК Украи­ны, предусматривая возможность возмещения морального вреда юриди­ческим лицам, акцентирует внимание на положении, что моральный вред юридического лица может состоять только в унижении его деловой репу­тации (ст. 23 ГК).

В Республике Молдова не закреплено право юридического лица на компенсацию морального вреда, но в практике такие случаи имеют место.

С учетом вышеизложенного считаем, что легальное закрепление и применение на практике в отдельных государствах применительно к юридическим лицам такого способа защиты деловой репутации, как ком­пенсация морального вреда, является дополнительным аргументом воз­можности легального расширения субъектного состава такого права на защиту и в Республике Беларусь.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >