
Признак авторского права |
Творчество как признак объекта авторского праваМ. А. Колесова Связь между личностью автора и создаваемым им произведением, является отличительным признаком авторского права и обусловливает законодательные принципы регулирования авторско-правовых отношений. Условием возникновения таких отношений является творческий труд человека, подразумевающий создание объектов авторского права. Но само понятие творчества до сих пор законодательно не раскрыто и порождает большое количество споров между юристами. В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» единственным условием охраноспособности произведения законодатель называет его существование в какой-либо объективной форме (п. 1 ст. 6). Статья 992 ГК Республики Беларусь устанавливает: «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности...». Следовательно, необходим единый легализованный подход к определению творческой деятельности. Этого настоятельно требует и судебная практика. Так, Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности при Верховном Суде Республики Беларусь рассмотрела дело по иску гражданина Г. к ответчику ЧУП «Д» о взыскании компенсации за незаконное использование фотографий и морального вреда. В процессе рассмотрения дела возник вопрос о признании фотографий результатом творческой деятельности и назначила искусствоведческую экспертизу. То есть, когда исковое заявление содержит требование о признании за истцом авторских прав, на него возлагается обязанность доказывать творческий характер своей деятельности. Определение творчества в 1914 г. дал Я. А. Канторович. Оно было воспринято в 1964 г. В. Я. Ионасом и породило новую концепцию, где творчество представлено как «продуктивное мышление». В. Я. Ионасом было введено понятие «новизна творчества». Очевидно, что положения этой концепции не могут быть применены безоговорочно. Например, Владимир Маяковский писал: «Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего». Поэт Вадим Шершеневич позже напечатал: «Я сошью себе полосатые штаны из бархата голоса моего». Пример показывает, что две творческих личности, работая независимо друг от друга, могут прийти к одинаковому результату, который будет объективно новым. С учетом проблемы «творческих повторов» Э. П. Гавриловым был предложен такой признак объекта авторского права, как «оригинальность», которой обладают объективно новые творческие результаты, которые уникальны и не повторяются при параллельном творчестве. В авторском праве зарубежных стран оригинальность – обязательный признак произведения. Так, в Законе США «Об авторском праве» (Copyright Law) говорится, что правовая защита предоставляется только «оригинальным авторским работам». А вот в Англии такой признак объекта авторского права, как оригинальность, предложен еще Джорджем Робертсоном в работе «The law of copyright» (1912 г.), им был предложен также признак духовности произведения. Можно предложить следующее правовое определение творческой деятельности: творческой признается деятельность автора, направленная на создание произведений науки, литературы и искусства при условии, что результат этой деятельности является: 1) объективно новым, т. е. неизвестен заранее ни самому автору, ни другим лицам; 2) оригинальным, т. е. позволяет говорить о наличии индивидуальности автора. Индивидуальность автора обусловлена особенностями его мировоззрения, идеологии, нравственно-эстетических качеств; 3) обладает признаком духовности, как преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|