
Служебная тайна |
Служебная тайна: административно-правовой или гражданско-правовой институтН. И. Сотарева Служебная тайна является составной частью информации ограниченного доступа. Вместе с тем место служебной тайны среди отраслей публичного и частного права не определено. В Законе Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. № 3410-ХII «О государственных секретах» служебная тайна определяется как категория государственных секретов. Вопрос о соотношении служебной и коммерческой тайны имеет большое значение, поскольку Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) в ст. 140 оперирует этими двумя понятиями, не раскрывая их отличий. В части 1 названной статьи определяется, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Из данного положения следует, что ГК не разграничивает понятий «служебная тайна» и «коммерческая тайна». Статья 53 Трудового кодекса Республики Беларусь закрепляет обязанность работника хранить государственную и служебную тайны, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя. Таким образом, указанная норма предполагает независимое существование трех понятий: государственной, служебной и коммерческой тайны. Статья 17 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относятся сведения, составляющие государственные секреты, а также информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну. Следовательно, законом введено новое понятие: профессиональная тайна. При этом данный нормативный правовой акт не включает в состав информации ограниченного доступа служебную тайну, а также не содержит официального определения и разграничения понятий «государственные секреты», «коммерческая» и «профессиональная тайна». Анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод об отсутствии единообразных подходов в определении дефиниции служебной тайны и соотношении ее с такими институтами (содержащимися как в отраслях публичного, так и частного права), как государственные секреты, коммерческая тайна и профессиональная тайна. В связи с вышеизложенным полагаем целесообразным: 1) разграничить понятия «служебная тайна» и «коммерческая тайна» в гражданском и административном законодательстве; 2) отнести институт служебной тайны к числу институтов публично-правовых отраслей законодательства (как составную часть государственных секретов); 3) ввести в гражданское законодательство термин «служебная информация», определив ее в ч. 1 ст. 140 ГК как «информацию, связанную с деятельностью юридического лица, обязанность о неразглашении которой возложена на конкретного работника, состоящего в трудовых отношениях с указанным юридическим лицом, не обусловленную коммерческой ценностью, но разглашение которой может причинить имущественный ущерб ее обладателю и вред его деловой репутации, и ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью»; 4) изменить название ст. 140 ГК на «Коммерческая тайна и служебная информация». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|