Реформирование проверочных стадий судопроизводства |
Предпосылки реформирования проверочных стадий процесса в гражданском судопроизводстве республики БеларусьО. О. Волос Переход Беларуси к созданию общества, основанного на демократических принципах, привел к необходимости пересмотра базовых начал правового регулирования практически во всех сферах социально-экономической жизни. Развитие частной собственности, свободы экономической деятельности, снижение вмешательства государства в сферу гражданского оборота обусловили значительное увеличение числа и повышение сложности возникающих между гражданами и другими участниками гражданского оборота правоотношений. Законодательство, сложившееся в Беларуси в середине 60-х гг. ХХ в., было не готово к таким резким переменам и не могло адекватно отвечать новым экономическим обстоятельствам. Таким образом, в 90-х гг. ХХ в. назрела необходимость в реформировании системы гражданского судопроизводства, в том числе и производств по пересмотру судебных постановлений. В науке гражданского процессуального права уделяется значительное внимание вопросам совершенствования способов обжалования судебных решений и определений, поскольку от эффективности применяемого механизма обжалования во многом зависит общий результат гражданского судопроизводства – защита прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций. В этом свете в настоящее время дискуссионным является вопрос о введении в гражданском судопроизводстве Республики Беларусь апелляционного производства. Отметим, что такая попытка была предпринята еще в начале 90-х гг. и научная юридическая общественность была склонна к введению полноценного апелляционного производства, но в целом юридическое сообщество психологически еще не было готово к восприятию апелляции в гражданском процессе в виде самостоятельного производства. Таким образом, в кассационное производство были введены элементы апелляции (право кассационного суда исследовать новые доказательства и устанавливать новые обстоятельства дела и на их основе выносить новые решения (п. 5 ст. 425 ГПК)). Тем не менее вопрос реформирования проверочных стадий процесса является актуальным. Подчеркнем, что в мировой практике судебного строительства наиболее распространенной и зарекомендовавшей себя в качестве формы пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений является апелляция (например, Франция, Германия, Бельгия, Польша, Латвия, Литва, Россия, Украина и другие страны). Говоря о Беларуси, подчеркнем, что на сегодняшний момент существует несколько предпосылок к введению полноценной апелляции в гражданское судопроизводство. Так, в близкую гражданскому процессу отрасль – в хозяйственный процесс – в 2004 г. были внесены изменения, в качестве самостоятельного института в ХПК была закреплена апелляционная форма пересмотра судебных постановлений. Кроме того, в Кодексе о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. закреплена компетенция областного (Минского городского) судов, где среди прочего могут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке. Такими же полномочиями наделен Верховный Суд Республики Беларусь. Таким образом, законодательно в су-доустройственном плане закреплена возможность апелляционного пересмотра судебных постановлений в гражданском процессе. Объявление: Не менее актуальным является также вопрос о возможном реформировании производств по проверке судебных постановлений, вступивших в законную силу. В мировой практике наиболее типичными являются кассация и ревизия, которые, в свою очередь, на современном этапе также подвергаются реформированию. В Беларуси же пока сохраняются «советские» формы проверки. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|