Транспарентность судебных решений |
Транспарентность судебных решений в судебной системе российской федерацииА. Ю. Шерснева Анализ развития судебных систем в Республике Беларусь и странах СНГ позволяет сделать выводы, что количество судебных решений по гражданским делам увеличивается год от года, равно как и увеличивается их сложность. Информационные потоки, пронизывающие все сферы жизнедеятельности, ускоряются, средства массовой информации и другие общественные институты требуют открытости и доступности судебных решений. В законодательстве Беларуси на данный момент отсутствуют нормы, которые бы детально регулировали проблему транспарентности (буквально – «прозрачности») судебных решений. В статье 114 Конституции Республики Беларусь, ст. 11 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, ст. 17 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь упоминается лишь принцип гласности судебных заседаний. В Российской Федерации для решения проблемы транспарентности судебных решений 22 декабря 2008 г. принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – Закон), который вступает в силу 1 июля 2010 г. Данный Закон является правовым актом, развивающим и конкретизирующим нормы Конституции и федерального законодательства о расширении открытости и гласности судебной деятельности, информационной доступности судебных актов и права граждан на доступ к информации, принципах взаимодействия судов и СМИ. Еще до вступления Закона в силу в России уже проделана значительная работа по осуществлению положений данного правового акта: создана Государственная автоматизированная система «Правосудие», в Интернете действует около 2,5 тыс. официальных сайтов судов, завершается создание Агентства правовой и судебной информации при РИА «Новости», во всех областных и равных по компетенции судах созданы пресс-службы. Между тем, в связи с реализацией положений Закона могут возникнуть следующие затруднения: 1) материально-техническое оснащение в отдельных судах (а среди районных и мировых судов – в большинстве случаев) не отвечает требованиям, позволяющим свободно предоставлять информацию о деятельности судов (проблемы с обеспечением доступа к сети Интернет, недостаток оргтехники и др.); Объявление: 2) загруженность судей, их помощников и секретарей, «текучесть» кадров в судах. Кроме того, практически всем судебным работникам для возможности работать в соответствии с новым Законом необходимо будет пройти дополнительное обучение; 3) обеспечение защиты от несанкционированного доступа на сайты судов. Достоинства Закона: 1) доступ к судебным решениям получит широкий круг лиц, что будет способствовать повышению уровня правовой культуры населения; 2) ускорение и упрощение сбора, анализа и кодификации судебной практики; 3) установление контроля за деятельностью судей: как следствие, судьи будут чувствовать большую ответственность за принятые ими решения, что приведет к повышению их профессионального уровня; 4) обеспечение контроля гражданского общества за независимостью и законностью правосудия, а также борьбы с коррупцией в судебных органах; 5) повышение качества принимаемых судебных решений. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|