Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Транспарентность судебных решений





Транспарентность судебных решений

Транспарентность судебных решений в судебной системе российской федерации

А. Ю. Шерснева

Анализ развития судебных систем в Республике Беларусь и странах СНГ позволяет сделать выводы, что количество судебных решений по гражданским делам увеличивается год от года, равно как и увеличивается их сложность. Информационные потоки, пронизывающие все сферы жизнедеятельности, ускоряются, средства массовой информации и дру­гие общественные институты требуют открытости и доступности судеб­ных решений.

В законодательстве Беларуси на данный момент отсутствуют нормы, которые бы детально регулировали проблему транспарентности (бук­вально – «прозрачности») судебных решений. В статье 114 Конституции Республики Беларусь, ст. 11 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, ст. 17 Гражданского процессуального кодекса Республи­ки Беларусь упоминается лишь принцип гласности судебных заседаний.

В Российской Федерации для решения проблемы транспарентности судебных решений 22 декабря 2008 г. принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – Закон), который вступает в силу 1 июля 2010 г. Данный Закон является правовым актом, развивающим и конкретизи­рующим нормы Конституции и федерального законодательства о расши­рении открытости и гласности судебной деятельности, информационной доступности судебных актов и права граждан на доступ к информации, принципах взаимодействия судов и СМИ. Еще до вступления Закона в силу в России уже проделана значительная работа по осуществлению положений данного правового акта: создана Государственная автомати­зированная система «Правосудие», в Интернете действует около 2,5 тыс. официальных сайтов судов, завершается создание Агентства правовой и судебной информации при РИА «Новости», во всех областных и равных по компетенции судах созданы пресс-службы. Между тем, в связи с реа­лизацией положений Закона могут возникнуть следующие затруднения:

1) материально-техническое оснащение в отдельных судах (а среди районных и мировых судов – в большинстве случаев) не отвечает требо­ваниям, позволяющим свободно предоставлять информацию о деятель­ности судов (проблемы с обеспечением доступа к сети Интернет, недос­таток оргтехники и др.);

Объявление:

2) загруженность судей, их помощников и секретарей, «текучесть» кадров в судах. Кроме того, практически всем судебным работникам для возможности работать в соответствии с новым Законом необходимо бу­дет пройти дополнительное обучение;

3) обеспечение защиты от несанкционированного доступа на сайты судов.

Достоинства Закона:

1) доступ к судебным решениям получит широкий круг лиц, что бу­дет способствовать повышению уровня правовой культуры населения;

2) ускорение и упрощение сбора, анализа и кодификации судебной практики;

3) установление контроля за деятельностью судей: как следствие, судьи будут чувствовать большую ответственность за принятые ими ре­шения, что приведет к повышению их профессионального уровня;

4) обеспечение контроля гражданского общества за независимостью и законностью правосудия, а также борьбы с коррупцией в судебных ор­ганах;

5) повышение качества принимаемых судебных решений.
Таким образом, принятие Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», безусловно, является значительным шагом по реализации права граждан на доступ к правосудию, однако для того, чтобы в полной мере признать его эффективность, необходим анализ конкретной практики его приме­нения.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >