Урегулирование спора |
Урегулирование спора в порядке посредничества в хозяйственном судеЯ. В. Лукашевич Развитие экономических отношений в Беларуси в 90-х гг. прошлого и начале этого века вызвали резкое увеличение обращений юридических лиц и граждан в судебные учреждения для разрешения споров, возникающих в сфере предпринимательской деятельности. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретают так называемые альтернативные способы разрешения споров, которые позволяют урегулировать конфликты, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности во внесудебном порядке. В ХПК Республики Беларусь закреплен один из видов альтернативных способов разрешения споров – посредничество. По официальной статистике за первое полугодие 2009 г., в 87 % случаев при использовании процедуры посредничества стороны урегулировали спорные правоотношения без судебного разбирательства. Статистические данные свидетельствуют о том, что процедура посредничества является эффективным способом разрешения споров. Процедура посредничества применяется на основании судебного определения после возбуждения производства по делу. Урегулирование спора в порядке посредничества проводится должностным лицом хозяйственного суда по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе суда с согласия сторон. Применение посредничества возможно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Продолжительность посредничества не может быть более одного месяца. На время проведения процедуры суд приостанавливает производство по делу. Результаты процедуры посредничества утверждаются определением хозяйственного суда (отказ истца от иска; признание ответчиком иска; мировое соглашение и др.). В случае урегулирования спора в порядке посредничества возвращается 50 % уплаченной государственной пошлины. Если стороны не пришли к урегулированию спора в порядке посредничества, спор передается на разрешения хозяйственному суду в порядке искового производства. Существует проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного производства», который существенно изменяет процедуру посредничества. Этот законопроект является прогрессивным для развития института медиации в нашей стране. Законопроект предусматривает применение процедуры посредничества в суде первой, апелляционной, кассационной инстанции и на стадии исполнительного производства. С одной стороны, данное положение законопроекта усовершенствует процедуру посредничества, сделает ее привлекательной для спорящих сторон, а с другой – появится возможность для сторон умышленно затягивать судебное разбирательство. Объявление: В законопроекте закреплены стимулы для применения процедуры посредничества сторонами: не указывать доказательств, подтверждающих исковые требования при подаче искового заявления с ходатайством о назначении посредника и 50-процентная уплата государственной пошлины при заявлении ходатайства о проведении процедуры посредничества. Законопроект закрепил инициативу суда назначить посредника при отсутствии возражения сторон. Данные положения, по нашему мнению, увеличат применение процедуры посредничества при разрешении споров. В законопроекте закреплены положения, которые увеличивают срок рассмотрения дела в суде первой инстанции до 3 месяцев при использовании процедуры посредничества. По нашему мнению, существующая редакция ХПК, в которой содержится положение об обязательном приостановлении производства по делу при применении посредничества и сроком рассмотрения дела 1 месяц, не требует изменений и дополнений. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|