Введение процедуры посредничества |
О возможности введения процедуры посредничества в гражданском процессеА. А. Швайко Возможность урегулирования спора в порядке посредничества в связи с достижением договоренности между истцом и ответчиком о разрешении спора без судебного разбирательства предусмотрена Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК). Процедура посредничества как альтернативный способ урегулирования спорных отношений в белорусском законодательстве появилась в новой редакции ХПК после принятия Закона № 314-З от 06.08.2004 «О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь». Целью процедуры посредничества, в соответствии со ст. 153 ХПК, является: · оказание помощи сторонам в установлении фактических обстоятельств возникшего между ними конфликта; · достижение понимания сторонами реалистичности и юридической обоснованности их позиции в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений; Объявление: · выяснение, сопоставление и сближение их точек зрения о путях разрешения спора; · поиск и рекомендации порядка разрешения конфликта, устраивающего обе стороны. Субъекты предпринимательской деятельности активно пользуются процедурой посредничества, которая позволяет сторонам в ходе переговоров при участии нейтрального посредника самостоятельно выработать соглашение, приемлемое для них, которое впоследствии утверждается хозяйственным судом. Посредник, как нейтральный участник, может помочь увидеть возникший спор «со стороны», указав на интересы каждой из сторон, на их мотивацию и желаемый результат. Также посредник должен стремиться к тому, чтобы стороны представляли, насколько их требования обоснованны с точки зрения закона. Думаем, что это особо актуально в гражданском процессе, где сторонами чаще выступают физические лица, не всегда хорошо осведомленные в области права, но не менее стремящиеся принять приемлемые друг для друга решения. Ведь сохранение семейных, дружеских, трудовых отношений не мене важно, чем деловых партнерских. Что касается негативных моментов, то для некоторых субъектов хозяйствования процедура посредничества является лишь способом затягивания процесса и дальнейшего неисполнения договорных обязательств. Прослеживается определенная позиция истцов о предпочтительности наличия именно решения суда, а не другого процессуального документа. Можно выделить следующие предпосылки развития посредничества в гражданском процессе: · нагрузка на государственную судебную систему постоянно увеличивается; · разрешение споров в суде влечет значительные организационные, временные, финансовые затраты; · решение суда не всегда приводит к желаемому сторонами результату и одна сторона всегда остается недовольной исходом дела; · данное недовольство в последующем вызывает не только уклонение от добровольного исполнения, но и воспрепятствование принудительному исполнению; Считаем, что белорусский законодатель, закрепив процедуру посредничества в гражданском законодательстве, укрепит доверие конфликтующих сторон к правовой системе и правопорядку, поможет экономно использовать государственные ресурсы в лице уже не только хозяйственных, но и общих судов. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|