Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Введение процедуры посредничества





Введение процедуры посредничества

О возможности введения процедуры посредничества в гражданском процессе

А. А. Швайко

Возможность урегулирования спора в порядке посредничества в свя­зи с достижением договоренности между истцом и ответчиком о разре­шении спора без судебного разбирательства предусмотрена Хозяйствен­ным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК). Процедура посредничества как альтернативный способ урегулирования спорных отношений в белорусском законодательстве появилась в новой редакции ХПК после принятия Закона № 314-З от 06.08.2004 «О внесе­нии изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь».

Целью процедуры посредничества, в соответствии со ст. 153 ХПК, является:

· оказание помощи сторонам в установлении фактических обстоя­тельств возникшего между ними конфликта;

· достижение понимания сторонами реалистичности и юридической обоснованности их позиции в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений;

Объявление:

· выяснение, сопоставление и сближение их точек зрения о путях разрешения спора;

· поиск и рекомендации порядка разрешения конфликта, устраи­вающего обе стороны.

Субъекты предпринимательской деятельности активно пользуются процедурой посредничества, которая позволяет сторонам в ходе перего­воров при участии нейтрального посредника самостоятельно выработать соглашение, приемлемое для них, которое впоследствии утверждается хозяйственным судом.

Посредник, как нейтральный участник, может помочь увидеть воз­никший спор «со стороны», указав на интересы каждой из сторон, на их мотивацию и желаемый результат. Также посредник должен стремиться к тому, чтобы стороны представляли, насколько их требования обоснован­ны с точки зрения закона. Думаем, что это особо актуально в граждан­ском процессе, где сторонами чаще выступают физические лица, не все­гда хорошо осведомленные в области права, но не менее стремящиеся принять приемлемые друг для друга решения. Ведь сохранение семей­ных, дружеских, трудовых отношений не мене важно, чем деловых парт­нерских.

Что касается негативных моментов, то для некоторых субъектов хо­зяйствования процедура посредничества является лишь способом затяги­вания процесса и дальнейшего неисполнения договорных обязательств. Прослеживается определенная позиция истцов о предпочтительности наличия именно решения суда, а не другого процессуального документа.

Можно выделить следующие предпосылки развития посредничества в гражданском процессе:

· нагрузка на государственную судебную систему постоянно уве­личивается;

· разрешение споров в суде влечет значительные организационные, временные, финансовые затраты;

· решение суда не всегда приводит к желаемому сторонами резуль­тату и одна сторона всегда остается недовольной исходом дела;

· данное недовольство в последующем вызывает не только уклоне­ние от добровольного исполнения, но и воспрепятствование принуди­тельному исполнению;

Считаем, что белорусский законодатель, закрепив процедуру по­средничества в гражданском законодательстве, укрепит доверие кон­фликтующих сторон к правовой системе и правопорядку, поможет эко­номно использовать государственные ресурсы в лице уже не только хо­зяйственных, но и общих судов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >