
Приведения в исполнение иностранных судебных решений |
Вопросы признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений по хозяйственным спорам в международных договорах республики БеларусьД. Д. Авдеев Источниками правового регулирования института признания и исполнения иностранных судебных решений по хозяйственным спорам в Республике Беларусь является как национальное законодательство (в первую очередь Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь), так и международные договоры, содержащие соответствующие правовые нормы. В Республике Беларусь действует принцип приоритета международных договоров, который нашел свое отражение в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь. В части 3 ст. 25 ХПК закреплено, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательном акте, то применяются правила международного договора Республики Беларусь. Республика Беларусь заключила ряд международных договоров, которые регулируют признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений. На двухстороннем уровне данные вопросы в основном решаются в договорах о правовой помощи. Например, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 52 Договора между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. «обе Договаривающиеся Стороны взаимно признают и исполняют» вступившие в законную силу решения учреждений юстиции по гражданским (в том числе хозяйственным) и семейным делам. Аналогичные положения содержатся в договорах с Латвийской Республикой, Республикой Польша и др. В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации 2001 г. «судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения» (ст. 1). Среди многосторонних договоров следует назвать Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. В соответствии со ст. 7 государства – участники Содружества Независимых Государств взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. В то же время у Республики Беларусь отсутствуют соответствующие договоры с большинством государств – членов ЕС, что негативно воздействует на развитие экономических отношений между государствами – членами ЕС и Республикой Беларусь. После принятия Амстердамского договора, который переместил вопросы судебного сотрудничества в гражданских делах из третьей опоры ЕС в первую, в соответствии со ст. 65 Договора о Европейских сообществах, вопросы признания и исполнения иностранных судебных решений находятся в компетенции не отдельных государств-членов, а ЕС в целом. Так, в связи с началом переговоров о принятии новой Луганской конвенции и возникновением вопроса о компетенции в данном вопросе Суд Европейских сообществ в своем мнении 1/03 от 06.02.2007 указал, что вопросы принятия новой конвенции в сфере юрисдикции и приведения в исполнение иностранных судебных решений находятся в исключительной компетенции Европейских сообществ. Данное положение может быть использовано Республикой Беларусь в рамках участия в новой программе сотрудничества между ЕС и шестью постсоветскими странами (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина) «Восточное партнерство». Заключение международного договора между ЕС и всеми шестью государствами-участницами о взаимном признании и исполнении иностранных судебных решений (по примеру Луганской конвенции о юрисдикции и исполнении судебных решений 1988 г.) оказало бы положительное влияние на развитие экономических отношений, что является одной из целей «Восточного партнерства». |
< Предыдущая | Следующая > |
---|