Правовое регулирование института отвода |
К проблеме правового регулирования института отвода в гражданском судопроизводствеИ. А. Беганова Институт отвода существует в гражданском процессе, являясь гарантией вынесения судом объективного и беспристрастного решения. Данный институт призван предотвратить возможность какого-либо постороннего влияния на суд, исключить сомнение в его независимости при разрешении дела. Вместе с тем указанный процессуальный институт будет способствовать защите прав и законных интересов участников судебного процесса только в случае обеспечения эффективного и логичного механизма его реализации. Согласно ст. 32 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) судья не может участвовать в рассмотрении дела, если: 1) его связывают с одной из сторон по рассматриваемому делу отношения брака, родства, усыновления, опеки или попечительства; 2) он был или остается представителем одной из сторон по делу; 3) он при предыдущем рассмотрении данного дела в судах первой и второй инстанций либо в порядке надзора участвовал в качестве свидетеля, эксперта, переводчика, прокурора, секретаря судебного заседания (секретаря судебного заседания – помощника судьи); Объявление: 4) он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе дела или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности. Важное значение при рассмотрении оснований для отвода судьи необходимо придать отношениям родства. Исходя из содержания Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (далее – КоБС), под родством понимается кровная связь между людьми, основанная на происхождении от одного общего предка. По мнению некоторых ученых (В. Г. Тихини и др.), под основание родства можно отнести отношения между супругом и близкими родственниками другого супруга. Вместе с тем в данном случае речь идет о понятии «свойства», закрепленного в ст. 61 КоБС. В такой ситуации судья должен быть отведен по основанию наличия прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела (п. 4 ч. 1 ст. 32 ГПК). В соответствии с ч. 3 ст. 35 ГПК отвод, заявленный судье, который рассматривает дело единолично, разрешается самим судьей. Отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается этим же судом в полном составе простым большинством голосов. Следует отметить, что вышеуказанный порядок разрешения вопроса об отводе судьи или состава судей представляется не в полной мере эффективным и правомерным. Полагаем, что самооценка человеком своих действий (независимо от занимаемой должности) не всегда может быть объективной. Более правильным и юридически обоснованным считаем порядок разрешения заявленного отвода, предусмотренный Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ХПК). В соответствии с ХПК вопрос об отводе судьи при единоличном рассмотрении дела, а также нескольким судьям хозяйственного суда или всему коллегиальному составу хозяйственного суда решается председателем хозяйственного суда или его заместителем. Полагаем, что данный подход обеспечивает объективное разрешение вопроса об отводе судьи и содействует более полной реализации конституционного принципа на защиту каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом (ст. 60 Конституции Республики Беларусь). В связи с этим считаем целесообразным изложить первое и четвертое предложения ч. 3 ст. 35 ГПК в следующих редакциях соответственно: «Отвод, заявленный судье, который рассматривает дело единолично, разрешается председателем суда или его заместителем». «Отвод, заявленный нескольким судьям или всему составу суда, разрешается председателем суда или его заместителем». Полагаем, что вышеуказанные меры будут способствовать обеспечению принципа законности при рассмотрении гражданских дел, эффективной реализации права на судебную защиту, а также содействовать повышению авторитета суда и выносимых судом постановлений. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|