
Права инвалидов в Российской Федерации |
Проблемы ратификации конвенции ООН о правах инвалидов в Российской ФедерацииЗ. К. Сабирова В сентябре 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов (утверждена Резолюцией ГА ООН от 13.12.2006 № 61/106), но не ратифицировала ее ввиду несоответствия российского законодательства о правах инвалидов международно-правовым стандартам, закрепленным в Конвенции. Среди основных проблем в России при регулировании общественных отношений с участием инвалидов следует отметить проблемы, связанные с созданием эффективных мер по предупреждению инвалидности, реализации целей «равенства» и «полного участия» инвалидов в социальной жизни. Перед российским законодателем на начальном этапе стоит задача правильного и объективного определения понятия «инвалид». Так, абз. 1 ст. 1 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» необходимо изложить в следующей редакции: «Инвалид – это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Особое внимание следует обратить на реализацию прав инвалидов на образование и труд. Эти права гарантированы Конституцией всем российским гражданам независимо от состояния здоровья. Возможность полноценно учиться и достойно работать позволяет инвалидам преодолеть барьеры социальной изоляции и экономической зависимости. Для достижения указанных целей Конвенция о правах инвалидов впервые выделяет группы людей, сталкивающихся с двойной дискриминацией – это женщины-инвалиды и дети-инвалиды. Действительно в современном мире женщины с инвалидностью подвергаются угнетению с позиции как гендерного неравенства, так и инвалидности, но в то же время они имеют право на выдвижение своих требований к осуществлению общего блока прав человека, включая право на репродуктивный выбор и самовыражение. Так как женщины-инвалиды являются ценной социальной группой, которая способна внести важный вклад в развитие гражданского общества, необходимо выделять их в отдельную категорию инвалидов на уровне национального законодательства. В трудовом праве должны быть установлены перечень видов работ, которые могут осуществлять женщины-инвалиды без причинения вреда своему здоровью, и приоритет принятия их на вакантное трудовое место, а также порядок реализации ответственности за отказ в принятии таких женщин на работу. Согласно ст. 7 Конвенции государствами должны быть приняты все меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами прав ребенка наравне с другими детьми. Государства – участники Конвенции берут на себя обязательство обеспечивать равный доступ к образованию, профессиональному обучению. Конвенция закрепляет приоритет инклюзивного образования. По данным Федеральной службы статистики при общем количестве детей-инвалидов в России – 590 тыс. человек, получают образование 250 тыс. детей, около 45 % таких детей школьного возраста не обучаются. Это связано в том числе с ограниченным количеством специальных образовательных учреждений и недостаточностью квалифицированных кадров. Анализируя современное состояние образовательного процесса для детей-инвалидов, можно сделать вывод, что оно является неэффективным, и одним из способов решения этой проблемы является развитие инклюзивного образования. Доступ детей-инвалидов к более качественным образовательным услугам в итоге приведет к улучшению положения инвалидов на рынке труда. В современной России задача создания достаточных условий для полноценной жизни и деятельности инвалидов решается неудовлетворительно. С ратификацией Конвенции Россия возьмет на себя обязательства по реализации определенных международных требований, неисполнение которых будет основанием для применения мер ответственности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|