Охрана прижизненного и посмертного донорства |
Уголовно-правовая охрана прижизненного и посмертного донорства в республике Беларусь: история и перспективыМ. С. Жариловская Уголовно-правовая охрана клинической трансплантации в Республике Беларусь является сравнительно новым направлением действия уголовного права. Это объясняется тем, что трансплантация начала свою самостоятельную историю лишь с 70-х гг. XX в. Несмотря на благие цели трансплантации как гарантии реализации права человека на жизнь и здоровье, существует и обратная сторона медали – высокая потенциальная криминализация ввиду объективного превышения числа лиц, нуждающихся в пересадке органов и тканей, над количеством потенциальных доноров, и большими денежными потоками, вращающимися в этой сфере. Развитие уголовно-правовой охраны донорства в Республике Беларусь прошло 4 этапа, начиная с XVI в. и заканчивая нашими днями: 1) XVI– XIX вв. – характерны отдельные разрозненные нормативные правовые акты с косвенно выводимыми нормами о трансплантации. Не существовало уголовно-правовой базы, предусматривающей ответственность за преступления, связанные с незаконным изъятием органов или тканей человека и регламентирующей операции по пересадкам органов и тканей; 2) начало XX в. – конец 60-х гг. XX в. – характерно появление узконаправленных нормативных правовых актов, регулирующих лишь отдельные вопросы трансплантации в основном тканей. Период законодательного перехода понимания цели трансплантационных мероприятий от экспериментальной к непосредственно лечебной; 2) 70–80-е гг. ХХ в. – для данного периода характерно интенсивное развитие нормативно-правовой базы ведомственного характера, регламентирующей отдельные вопросы донорства, и принятие первого ведомственного акта (приказ Минздрава СССР от 02.08.1966 г. № 600 «О пересадке органов и тканей»), комплексно охватившего данную область. Уголовно-правовая охрана отношений донорства основывается на применении общих составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом БССР 1960 г., охватывающих собою признаки соответствующих преступления в области трансплантологии; 4) 90-е гг. XX – начало XXI в. – современный период, для которого свойственно активное развитие нормативного основания трансплантологии, появление специальных актов (Закон «О трансплантации органов и тканей человека» от 4.03.1997 г. в редакции 2007 г. и т. д.). Уголовно-правовая охрана донорства представлена отдельными статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 г. (далее – УК), предусматривающими уголовную ответственность за преступления, совершенные в области трансплантологии, включающие в себя как преступления против жизни и здоровья, так и преступления против личной свободы, чести и достоинства человека, и преступления против общественного порядка и общественной нравственности. Вместе с тем в настоящий момент объективно существуют отдельные пробелы в поле уголовно-правовой охраны прижизненного и посмертного донорства. Во-первых, это уголовная ответственность за преступления, связанные с так называемым «бизнесом на человеческих органах». Эта проблема особенно актуальна сейчас, так как в ряде регионов мира процветает «черный» рынок торговли органами и тканями человека. Содержащийся в ст. 5 Закона «О трансплантации органов и тканей человека» запрет на совершение возмездных гражданско-правовых сделок с органами и (или) тканями человека, явно не выполняет функции предупреждения подобных общественно опасных деяний в Беларуси. Очевидно, что следует дополнительно подкрепить данную норму установлением уголовной ответственности за ее нарушение, дабы признание возмездных сделок с трансплантатами стало именно преступлением обеспечения права каждого человека на телесную неприкосновенность, жизнь и здоровье. Таким образом, следует дополнить УК статьей «Незаконное приобретение и (или) сбыт органов и (или) тканей человека для трансплантации». Во-вторых, ввиду повышенной общественной опасности корыстной цели, которая зачастую опосредует преступления, совершаемые в области трансплантологии, целесообразно ввести в ряд составов преступлений, предусмотренных УК, дополнения об особенностях уголовной ответственности, связанной именно с преступлениями в области трансплантации. Например, дополнить ст. 430 УК «Получение взятки» отдельным квалифицирующим признаком – «получение взятки…, с целью создания условий для незаконного изъятия органов и тканей человека». В-третьих, запрет на рекламу предложений органов и (или) тканей человека, содержащийся в ст. 5 Закона «О трансплантации органов и тканей человека» и в ст. 10 Закона «О рекламе», должен быть подкреплен соответствующей уголовно-правовой нормой, устанавливающий ответственность за подобные деяния. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|