Регулирование отношений природопользования |
Роль правовых принципов в регулировании отношений природопользования в республике БеларусьН. С. Минько Правовые принципы выступают в виде выраженных в действующем законодательстве основных начал и руководящих идей, раскрывающих сущность правовых норм и пути их развития. В любой отрасли права правовые принципы отражают важнейшие направления политики государства, формируют основные источники, институты и подинституты. Развитие правовых принципов определяет характер взаимодействия правовых норм, институтов, эволюцию отрасли права. Большинство ученых рассматривают принципы как целостную систему, которая включает общеотраслевые и специальные отраслевые правовые принципы, и указывают на такие принципы природопользования, как производность права природопользования от права собственности на природные ресурсы, рациональное природопользование, экосистемный подход к регулированию природопользования, целевой характер и устойчивость природопользования, платность специального природопользования. Совершенствованию конституционно-правовых основ организации и деятельности органов государственной власти в сфере природопользования предшествует изучение международных и национальных принципов (основных начал) правового регулирования данных отношений. Их реализация уполномоченными органами государственной власти в рассматриваемой сфере является важнейшей предпосылкой и условием осуществления последовательной и сбалансированной государственной экологической политики, демократизации процессов государственного регулирования. Международные принципы природопользования и охраны окружающей среды нашли отражение в действующем законодательстве Республики Беларусь (например, в отраслевых кодифицированных актах, Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»). В соответствии с классификацией по предмету правового регулирования (предоставляемому в пользование природному ресурсу) выделяются следующие классификационные группы национальных отраслевых принципов природопользования: принципы лесопользования (например, обеспечение непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов); принципы водопользования (например, приоритета использования подземных вод для питьевых нужд населения по отношению к их использованию для других нужд); принципы пользования недрами (например, полноты, комплексности и рациональности изучения, использования недр и их охраны) и т. д. Объявление: Кроме того, по характеру действия и правовым последствиям реализации предлагается выделить «жесткие» и «гибкие» принципы использования природных ресурсов и объектов природы. В отличие от «гибких», которые носят общий, направляющий характер в отношении деятельности всех субъектов рассматриваемых правоотношений, «жесткие» принципы требуют неукоснительного соблюдения, влекут применение мер ответственности к конкретным субъектам за их неисполнение. Например, к «гибким» принципам можно отнести принцип законности и выполнимости предписаний государственных органов (организаций), осуществляющих государственный контроль в области охраны и использования животного мира и др. В свою очередь, «жесткими» принципами являются принципы платности пользования землями, недрами, лесами и т. п. С учетом изложенного можно определить роль правовых принципов в регулировании отношений природопользования в Республике Беларусь. Названные принципы отражают содержание всей системы правовых норм в указанной сфере, помогая понять их смысл, связь с экономикой и политикой государства, определяют положение уполномоченных органов государственной власти и подчиненных субъектов. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|