Просветительская функция телевидения |
Автор: Оленев Владимир ИвановичКультурно-просветительская функция современного телевиденияРоссийское телевидение последнего времени чрезмерно коммер-циализировано. Погоня за высокими рейтингами приводит к его ду-ховно-нравственному обнищанию. Развлекательная функция телеви-дения реализуется с подавляющим преимуществом по сравнению с другими функциями. Неслучайно некоторые наиболее ярые критики современного ТВ называют его «средством дебилизации молодого поколения». Особенно это присуще федеральным коммерческим кана-лам. Такое положение становится не терпимым, ситуация нуждается в коренном изменении. Духовно-познавательный канал «Культура» выглядит сегодня крохотным островком в огромном телевизионном море коммерции и «развлекаловки». Поэтому неслучайно на уровне Президента России обсуждался вопрос об открытии других специализированных кана-лов – детского, военно-патриотического, образовательного и т.д.Любая телевизионная передача в идеале должна приобщать зри-теля к культуре. Существуют такие программы на отечественном теле-видении, которые в свое время специально создавались для приобще-ния аудитории к достижениям науки и культуры, цель которых – сис-тематическое образование. При этом необходимо различать культур-но-просветительскую и образовательную функции телевидения. Пер-вая подобна клубу, вторая – школе. Своеобразной отдушиной в этом плане являются некоторые пере-дачи местного телевидения, например трансляции спектаклей, кон-цертных программ («Поют Николай Басков и Мантсеррат Кабалье»), демонстрация телевизионного сериала («С тобой и без тебя»). Эти формы, принадлежащие собственно искусству, находятся за пределами журналистики. Вместе с тем использование образных возможностей экрана как в целом в тележурналистике, так и в передачах культурно-просветительского направления, есть важнейший признак профессио-нализма. Показ произведений искусства с комментариями писателей, ис-кусствоведов, музыкантов строится, как и всякая передача, по законам драматургии и гармонии. Так, на канале «Культура » транслируются передачи типа «Марийская осень», концерты оркестра народных инст-рументов «Марий кундем», «Телекаласс для вас», «Тулвий», «Арт-мари». На телеэкране искусство обретает вторую, нетрадиционную фор-му социального бытия, стимулирует развитие народного творчества. Сколько бы ни говорили о «неполноценности» приобщения к искусст-ву посредством телевидения, следует признать, что для многих росси-ян это едва ли не единственная возможность познакомиться с класси-кой и лучшими работами мастеров искусства. На региональных каналах, каким является наше марийское теле-видение, большое внимание уделяется краеведческому направлению, например особенностям природы Марий Эл, ее талантливым людям. Эти же темы освещаются в телефильмах «В краю лесов и озер», «За-поведные люди» (автор И. Губина). Последний стал лауреатом Все-российского телевизионного фестиваля «Моя провинция». Специфика национальных каналов – показ программ на языке ти-тульной нации. Поэтому выход в течение ряда лет передачи «Учимся говорить по-марийски», безусловно, выполняет ряд важнейших функ-ций: знакомство с культурой, традициями, воспитание толерантности, главным образом, у подрастающего поколения. Данный проект выхо-дит за рамки, собственно, телевизионного вещания, так как использу-ется в общеобразовательных школах, где изучается марийский язык, а также в областях с компактным проживанием мари, например, в Баш-кортостане. Метод погружения с использованием аудиовизуальной продукции способствует прочности усвоения знаний и теснее связы-вает детей разных национальностей. Передачи подобного типа воз-вращают аудиторию к неправомерно забытому воспитанию чувства интернационализма. Правда, с сожалением следует констатировать, что в последнее годы подобным проектам все меньше отводится вре-мени на экранах ТВ. Самым популярным и в то же время простым по форме является телевизионное знакомство с духовно богатой личностью. Цикл интер-вью «Поздний гость» (автор и ведущий В. Оленев), «Поцелуй форту-ны» (Н. Белоусова), «Смотрите, кто пришел» (И. Губина) помогли по-знакомить республиканскую аудиторию с интересными людьми, сво-его рода социальными эталонами жизни. С сожалением приходится говорить о таких передачах в прошедшем времени: им нет места в сет-ке современного вещания в связи с тем, что информационные блоки – суть современной телевизионной политики, диктуемой Москвой. Несколько лет назад был успешно реализован проект «Vox-popilli – vox Dei» («Глас народа»), разработанный совместно с юриди-ческим факультетом МарГУ при поддержке Российского фонда право-вых реформ. Главной его задачей было юридическое просвещение ау-дитории посредством разрешения насущных проблем населения. Оп-ределяющими стали такие вопросы, как «Правопорядок и преступ-ность», «Подростковая преступность», «Наркомания – болезнь или социальное зло», «Право граждан на труд, самооборону и самозащи-ту». Благодаря тому, что в передачах принимали участие ответствен-ные работники, профессионалы, использовалось интерактивное обще-ние с аудиторией, они, безусловно, ответили на многие очень важные вопросы, связанные с правовыми проблемами. В ряду культурно-просветительских программ марийского теле-видения особое место занимает цикл «Преображение» (автор и веду-щая В. Аникова), в котором речь идет о возрождении в Марий Эл пра-вославных традиций. Впервые она вышла в эфир в 1991 году, когда еще вопросы православия и церковной жизни в России не находились в поле зрения ни государства, ни средств массовой информации. И это обстоятельство уже само по себе заслуживает внимания и поощрения, так как авторам удалось спрогнозировать ситуацию, связанную с даль-нейшим развитием внимания государственных СМИ к вере в целом и Православию в частности. Активные участники передач – священно-служители, учителя, преподаватели вузов, воспитатели детских до-школьных учреждений, чиновники разного ранга, врачи, члены прави-тельства. Тематика программ напрямую связана с названием цикла – «Преображение», что предполагает человеческое возрождение и воз-рождение национального духа, самосознания посредством обращения к многовековому достоянию России. Поэтому героями передач стали такие личности, как, например, иеромонах Филарет (в миру – Златоус-тов С.В., физик, доктор наук, профессор Казанского авиационного ин-ститута). Его рассказы из истории религии, освещение ряда нравствен-ных проблем, безусловно, вызывали особую заинтересованность со стороны зрителей, которые с удивлением слушали беседы о Христе из уст ученого, непосредственно связанного ранее с естественными нау-ками. Это сообщало высказанной им информации большую достовер-ность и убедительность. После образования Йошкар-Олинской епархии в 1993 году темы цикла приобрели еще большую религиозную направленность. Так, в рамках программы «Лабиринт» был показан пятисерийный слайд-фильм «Храмы России», а также «Великий пост», «Возрождение Ми-роносицкого монастыря», «Храмы Марийской земли» и т.д. Творче-ская группа цикла стала тесно сотрудничать с Йошкар-олинской епар-хией и архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном. Посредством очерков, репортажей, зарисовок, интервью, а также записей духовной музыки авторы передач знакомили аудиторию с подвижниками Православной Церкви, с историей конкретных храмов, святых мест земли марийской. Программа «Преображение» стала не только постоянным участ-ником фестиваля-семинара «Православие на телевидении», но и неод-нократно получала разного рода награды: так, в 1998-2000 годах авто-ры программы были удостоены серебряных медалей преподобного Сергия Радонежского – за фильмы «Праздник Смоленской Седмиезер-ной в Петъялах», «Богородице-Сергиева пустынь», «Памяти протоие-рея Владимира Аллина». В 2001 и 2004 годах были получены призы и дипломы «За произведение, имеющее высокие художественные досто-инства и утверждающее христианские ценности» за фильмы «Свеча неугасимая» и «Храм Михаила Архангела». С 2005 года программа выходит каждый понедельник на канале «Культура». Основными ее темами остаются религиозные, как, например: «Канонизация марий-ских новомучеников», «Священник в армии», «Таинства Церкви», «Дни славянской письменности и культуры», «Паломничество», «Чу-дотворные источники», «Философско-религиозная поэзия», «Возрож-дение православных традиций в Республике Марий Эл». Безусловно, культурно-просветительская функция марийского те-левидения не ограничивается перечисленными выше проектами, она несколько шире, хотя современный регламент, предложенный ВГТРК, филиалами которой стали региональные телерадиокомпании, сужает и выбор тем, и возможность самостоятельного выхода в эфир в удобное для аудитории время. Как известно, программы подобного типа на федеральных каналах транслируются глубоко за полночь. Так, реани-мированную передачу «Очевидное и невероятное» предлагается по-смотреть в 0 часов 35 минут. Это тенденция, которая имеет сугубо прагматическое объяснение – рейтинг. Таким образом, как было уже отмечено, в целом культурно-просветительская деятельность нашего телевидения, к сожалению, заметно уступает место развлекательной. По данным соцопроса, ре-гиональные телевизионные компании ближе к желаниям и интересам своей аудитории, которая стремится к Преображению. Это обнадежи-вает и дает импульс к рождению инновационных программ, циклов, разработке оригинальных проектов, целью которых является и возро-ждение лучших традиций, и появление новых, удовлетворяющих по-требность аудитории в передачах культурно-просветительского на-правления. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|