Деятели Православной Церкви |
Автор: Сануков Ксенофонт НиканоровичДеятели Православной Церкви в Марийской Биографической ЭнциклопедииВ начале 2007 года в Йошкар-Оле вышла в свет уникальная кни-га – Марийская Биографическая энциклопедия: 3849 имен из истории Марийского края и марийского народа. В ней, в числе людей разных социальных категорий, представлены 38 деятелей Православной Церк-ви. Их можно условно разделить на три группы. Первая группа – высокопоставленные чины, имевшие отношение к Марийскому краю или марийскому народу. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить Патриарха Никона, великого церковно-го реформатора. Мордовские историки называют его мордвином. Ме-жду тем сохранились высказывания протопопа Аввакума и другие свидетельства XVII века о том, что отец Никона был черемисом, а мать – русской. Допустить, что в источниках того времени могли пе-репутать черемисина и мордвина, невозможно. К тому же, родная де-ревня Никиты Минова, как звали в молодости будущего Патриарха, находилась недалеко от города Лысково. Эта территория, по археоло-гическим данным, входила в зону расселения древних и средневеко-вых марийцев, а мордва проживала гораздо южнее. В тех местах даже в первой половине ХХ века сохранялись священные роща и источник, куда приходили поклоняться горные марийцы.В Энциклопедию включены сведения о первом Казанском архи-епископе Гурии (Руготине), при котором были предприняты первые шаги по христианскому просвещению черемис; о Казанском митропо-лите Вениамине (Пуцек-Григоровиче), под руководством которого составлена первая марийская грамматика; о Нижегородском епископе Дамаскине (Рудневе) (1783-1794), руководителе составления первого словаря марийского языка. Читатели Энциклопедии могут получить краткие сведения о епископах Марийской епархии 1920-30-х годов Иоанне (Широкове), Варлааме (Козуле), Леониде (Антощенко), Ав-раамии (Чурилине), о нынешнем архиепископе Иоанне (Тимофееве). К этой же группе можно отнести и епископа Сергия (Дружинина), отбы-вавшего ссылку в Йошкар-Оле и здесь же расстрелянного. Вторую группу составляют видные просветители дореволюцион-ного времени. Служители Церкви, как правило, открывали школы и учили в них детей, составляли учебные пособия, несшие в народ свет знаний. О них должна сохраниться добрая память в народе. Это – Анд-рей Альбинский, священник села Пертнуры, еще в 1812 году открыв-ший в своем доме первую в Марийском крае сельскую школу, перево-дчик Евангелия, составитель марийской грамматики. Это – Михаил Кроковский, священник и учитель в селе Еласы, переводчик на горно-марийский язык богослужебных текстов, автор учебного пособия, сло-варя, этнографических очерков. Доброго слова заслужил выдающийся просветитель народов Поволжья Н.И. Ильминский, основавший сис-тему просвещения инородцев на родном языке. Целая плеяда воспи-танников и приверженцев этой системы сыграла большую роль в ду-ховном развитии родного народа. Привлекает внимание заметка о Фи-липпе Букетове, который много лет служил дьяконом и учителем, пе-реводил на родной язык Евангелие и молитвы, явился автором первой марийской поэмы. Интересен материал о видных миссионерах Павле Глезденеве, Сергии Громове, Тихоне Ефремове, Кузьме Андрееве. Ос-тались в памяти народа и представлены в Энциклопедии авторы пер-вых марийских букварей Иван Кедров, Гавриил Яковлев, Трофим Удюрминский, Петр Ерусланов. В третью группу могут быть выделены ревнители Православия, подвижники веры. Мы почтительно склоняем головы, читая о много-трудной жизни игумена Паисия, настоятеля Михаило-Архангельского монастыря, Андрея Троицкого, священника Мало-Сундырской и Ви-ловатовской церквей, удостоенного за верную службу дворянского звания, сернурского священника Епифания Гусева, оставившего в на-следство односельчанам образцовый сад. Особенно впечатляют био-графии людей, начавших свой подвижнический труд до революции и пытавшихся продолжать его в советских условиях, за что приняли му-ченическую смерть от советской власти. Варсонофий (Никитин), на-стоятель Мироносицкой пустыни, Петр Екатерининский, протоиерей Спасской церкви села Малая Юнга, Адриан Троицкий, протоиерей Троицкой церкви села Сурты, Михаил Березин, священник церкви села Кузнецово Горномарийского района, Александр Агеносов, протоиерей церкви села Малый Сундырь – они представляют тех служителей Церкви, которые стали мучениками, пострадавшими за веру. Но приходится с сожалением признать, что в МБЭ представлена лишь часть информации о видных представителях Православной Церкви, оставивших добрый след в духовной истории Марий Эл и ма-рийского народа. Например, во многом изменил бы наши представле-ния об истории христианизации марийцев материал о святом Макарии, основателе знаменитого Желтоводского монастыря по соседству с че-ремисами, которых он обратил в Православие. Поучительными явля-ются биографии горномарийских ревнителей Православия Михаила Герасимова и Иоанна Захарова, основателей Михаило-Архангельского монастыря и школ для своих земляков. Если сказано о священнике Иоанне Померанцеве, открывшем школу в селе Малый Сундырь в 1822 году, то о моркинском священнике Иакове Смирнове, сделавшем то же самое на год раньше, сведений нет, как и о Михаиле Рождест-венском из Козьмодемьянского уезда. Очень интересна биография Аверкия (Бойкова) из деревни Савино Царевококшайского уезда, ко-торый нес церковную службу в Приморье, а после возвращения на ро-дину построил часовни в своей деревне и около церкви села Семенов-ка, где и был похоронен. Нет в Энциклопедии заметки о многолетнем настоятеле Николо-Березовского монастыря в Уфимской губернии Анастасии (Александре Кидалашеве, марийце с моркинской стороны), внесшем большой вклад в просвещение восточных марийцев. Десятки лет служили священниками и одновременно трудились учителями (до революции) Алексий Пчелкин в селе Мушерань, Алексий Шестаков в селе Емелево и многие другие. Хотелось бы видеть в МБЭ заметки о священномученике Сергии Стрельникове, епископах Сергии (Кумин-ском) и Серафиме (Самойловиче), отбывавших ссылку в Марийской автономной области. Список этот можно продолжить. Но даже сказанное здесь показы-вает, насколько скудны наши знания об истории христианского про-свещения в нашем крае. Настоятельно необходимо для второго изда-ния МБЭ собрать как можно больше материала о видных деятелях Православной Церкви, достойных благодарной памяти народа. А еще более продуктивно, наверное, предложение о подготовке самостоя-тельного, отдельного издания об истории христианизации в Марий-ском крае и ее деятелях. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|