Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История христианства arrow Национальность Патриарха Никона





Национальность Патриарха Никона
Автор: Акшиков Александр Геннадьевич

О национальности Патриарха Никона 

Во многих статьях и исследованиях, посвященных Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Никону (1605-1681), авторы пишут, что по национальности он был мордвином. Этот факт сообщается как нечто само собой разумеющееся и не требующее пояснений. Не делаются даже ссылки на источник, откуда взята эта информация1. 

Впрочем, есть исключение из этого «правила». В 2005 г. в Саранске был опубликован список хранящегося в Научно-исследовательском институте гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия «Жития Никона, святейшего патриарха Московского», написанного во второй половине XVII в. клириком И.К. Шушериным. Книга, кроме «Жития», включает в себя «Хронику жизни и деятельности патриарха Никона», из которой можно узнать, что в мае 1605 г. в с. Вельдеманове родился Никон (в миру Никита Минин), что отца его «мордовского крестьянина» кузнеца по профессии звали «Мина Савельев сын Васильев», а мать Мариамной Гавриловной2. Сноска указывает на то, что хроника составлена на основе работы С.К. Севастьяновой «Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона», изданной в Санкт-Петербурге в 2003 году. Автор книги, на основе обширного корпуса источников и исследований, воссоздает биографию Патриарха Никона. Избранный С.К. Севастьяновой научно-литературный жанр «летопись жизни и деятельности » позволяет читателю проследить судьбу Никона по годам и даже по дням. Материалы, представленные в книге, дают возможность познакомиться не только с фактами его биографии, но также и со сведениями о современниках Патриарха — его единомышленниках и противниках. Итак, обратившись к книге С.К. Севастьяновой и ознакомившись с собранными
 
ею материалами о рождении Никона в мае 1605 г., мы можем убедиться, что здесь ничего не говорится о национальности родителей будущего Патриарха3. Следовательно, можно сделать вывод, что С.К. Севастьянова не обнаружила источников, где прямо говорилось бы об этом. Так на основании чего в «Хронике жизни и деятельности патриарха Никона», помещенной в саранском издании, сделан вывод о том, что отец Никона — мордвин? Если судить по краткой аннотации на книгу, то только лишь основываясь на том факте, что с. Вельдеманово было мордовским4.
Сообщая об этнической принадлежности Никона, почему-то мало кто из исследователей обращается к свидетельствам протопопа Аввакума (1620/21-1682), выдающегося писателя, одного из лидеров староверов, сыгравшего одну из ключевых ролей в расколе Русской Православной Церкви в середине XVII века. Аввакум лично знал Никона. Вначале они были соратниками и единомышленниками в деле исправления церковных «нестроений ». Затем, когда Никон взошел на патриарший престол и начал проводить церковную реформу, они стали непримиримыми врагами. В своих сочинениях Аввакум не раз упоминает о Никоне. В частности, он сообщает о том, что отец Никона был марийцем. По какой-то причине эти свидетельства не использовались и С.К. Севастьяновой при написании ею своей книги.
Так, в одном из своих писем, так называемом «Послании отцу Ионе», протопоп Аввакум, отвечая на вопрос Ионы о том, является ли Патриарх Никон антихристом, писал: «Я Никона знаю: недалеко от моей родины родился, между Мурашкина и Лыскова, в деревне; отец у него черемисин, а мати русалка, Минка да Манька… »5 Важность определения места рождения и национальности родителей Никона при ответе на вышеназванный вопрос объясняется тем обстоятельством, что антихрист должен родиться, как писал Аввакум, «от Галилеи, от колена Данова, от жены жидовки »6. Таким образом, по Аввакуму, Никон не являлся «последним антихристом», а был лишь его предтечей. В другом своем сочинении Аввакум писал: «Мы с Никоном ис тех мест… Я от попа родился, а Никона черемисин Минька добыл в деревнишке…»7 Из
 
приведенных отрывков следует, что Аввакум с Никоном земляки (оба уроженцы Нижегородского края), села, где они родились, находились рядом, что Аввакум — сын священника, а Никон — сын крестьянина (жителя деревни), что родителей его звали Миной и Манькой (уменьшительное от имени Мариамна) и что отец Никона был марийцем. Что касается его матери, предстающей мифическим существом «русалкой», то это, скорее всего, описка переписчиков послания Аввакума (его сочинения ходили по рукам староверов в виде списков). Так же считал биограф протопопа Аввакума А. Бороздин. Он полагал, что в рукописи слово «русалка» явилось в замену слова «русачка», то есть русская8. Здесь следует также заметить, что маловероятно, чтобы Аввакум, родившийся в краю, где встретить мордвина или марийца было обычным делом, не различал их между собой. Поэтому вопрос о том, что Аввакум, называя отца Никона «черемисом», просто путал его с мордвином, отпадает сам собой.
Особый интерес вызывает сообщение Аввакума о том, что Никон родился между «Мурашкина и Лыскова», недалеко от «родины» Аввакума. Известно, что Никон родился в с. Вельдеманово, а Аввакум в с. Григорове. Если взглянуть на карту Нижегородской области, то мы увидим, что села Вельдеманово и Григорово действительно расположены относительно близко друг от друга. Однако Вельдеманово находится южнее не только Лыскова, но также и Большого Мурашкина, — то есть оно никак не может быть между ними. Неужели Аввакум ошибся в определении географического положения места рождения Никона? Возможно, что и нет, если предположить, следуя свидетельству Аввакума, что будущий патриарх родился не в с. Вельдеманово, а в некой «деревне», название которой, к сожалению, осталось неизвестным, располагавшейся как раз где-то между Мурашкино и Лысково. Не исключено, что деревня была марийской, так как в начале XVII в. марийцы еще жили в этих местах9. В село же Вельдеманово, которое по этническому составу, вероятно, было мордовским, отец будущего Патриарха вместе с семьей, как мы полагаем, переселился уже после рождения Никона.
Такая версия не выглядит необычной, если учитывать то об    
стоятельство, что Никон родился в мае 1605 г., когда Россия уже погружалась в хаос Смутного времени. Тысячи и тысячи людей были вынуждены покидать насиженные места, опасаясь за свои жизни, и переселяться в более или менее безопасные местности России. Дороги, судоходные реки, бывшие источниками благосостояния окрестных сел и деревень, теперь приобрели зловещее значение. Неровен час, придут по ним ватаги разбойных людей, ограбят, разорят хозяйство, покалечат или убьют. Вероятно, руководствуясь подобными соображениями, отец Никона принял решение переселиться в с. Вельдеманово, удаленное от больших трактов и крупных рек.
В с. Вельдеманово Никита хорошо освоил русскую речь (он уже в ранние годы научился читать у местного грамотея) и, возможно, мордовский язык. Марийский же язык Никита, по-видимому, не знал. В окружении немарийского населения необходимости в знании родного языка не было.
Таким образом, свидетельства протопопа Аввакума ставят под сомнение распространенную в настоящее время версию о том, что Патриарх Никон был мордвином, и, вероятно, сочинения Аввакума являются единственным источником XVII в., в которых совершенно определенно называется национальность родителей седьмого Патриарха Московского и Всея Руси Никона.

 

Примечания


1 См. напр.: Богданов А.П. Патриарх Никон // «Вопросы истории». 2004.
№ 1. С. 51-85.
2 Житие Никона, святейшего патриарха Московского. Саранск, 2005. С. 172.
3 Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003. С. 7.
4 Житие Никона… С. 4.
5 Житие Аввакума и другие его сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсон. М., 1991. С. 212.
6 Там же. С. 212, 213.
7 Цит. по: Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М., 1974. С. 29.
8 Бороздин А. Протопоп Аввакум. Ростов-на-Дону, 1998. С. 333.
9 О расселении марийцев в нижегородском Поволжье см.: Нижегородские марийцы. Йошкар-Ола, 1994. С. 23-27; Сепеев Г.А. История расселения марийцев. Йошкар-Ола, 2006. С. 69.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >