Молитва о царе |
Автор: Протоиерей Валентин Молитва о царе в православном богослуженииМолю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом… Когда империя стала христианской, естественно, изменился характер молитв о царях. Впрочем, и все богослужение пережило решающие изменения. Аскетическая и как бы детская простота века апостольского, веков гонений сменилась цветущей сложностью литургических форм, в которых выразилась вся глубина святоотеческого богословия эпохи великих догматических споров. Рассмотрим вначале сакраментальное средоточие богослужебной жизни — Божественную Литургию. Византийские чины ее будем изучать по единственному доступному нам критическому изданию проф. Панагиота Трембеласа (I886–1977). Несколько десятков рукописей и печатных изданий, использованных проф. Трембеласом, являют достаточно большое многообразие. По кодексу Нац. Библиотеки 662, XII–XIII вв., поминовение на проскомидии совершалось следующим порядком: после поминания святых, «и помяни, Господи, архиепископа нашего имярек, благочестивейших и христолюбивых царей наших имярек, раба Твоего имярек сиесть игумена и всех братий наших, служащих и служивших во святей обители сей и всякую душу христиан православных. И всех плодоносящих и доброделающих во святем храме сем. И всех прежде почивших отцев и братий наших, зде лежащих и повсюду православных. (На полях): Внемли, яко на 3ей просфоре всех святых глаголи и со святым дне. На 4ой же живых, царей и по ряду всех. На 5ой же всех умерших». Здесь сразу нужно сделать два примечания. Согласно порядку, сохраняемому в греческих церквах доныне, за Богослужением поминается только правящий епископ («архиепископ»). Таким образом, в отличие от патриархов цари поминались во всех церквах, что и подобало в отношении «имеющих попечение о всех церквах» (ср. 2 Кор 11:28). Цари поминались во множественном числе, поскольку в Византии никогда не было закона о престолонаследии и правящий государь, избирая себе наследника, давал ему царское достоинство. Институт соправления, решая важнейшую задачу преемственности верховной власти, мог временами содействовать и решению других династических проблем, так что несколько особ могли одновременно быть облечены царским саном. Несколько иной порядок в Код. 6277–770 Пантелеимонова монастыря, XIV в.: «…Затем, взем другую просфору, глаголет: О всяком епископстве православных. О архиепископе нашем имярек, честном пресвитерстве, во Христе диаконстве и всем священном чине. О благочестивейших и богохранимых царех наших. О рабе Божием имярек, сиесть игумене…» . В целом ряде рукописей сохранилось «Изъяснение Божественной Литургии, составленное патриархом господином Филофеем», имеющее различные варианты. Трембелас напечатал текст, претерпевший некоторые изменения: в нем упоминается св. Симеон Солунский († 1429), живший позже Филофея († 1379). «Изъяснение» — очень важный документ в истории чинопоследования Литургии. По «Изъяснению» порядок поминовения такой: «И взем другую (вариант: четвертую) просфору, глаголете: И помяни благочестивейших и богохранимых царей, христолюбивое воинство, всякое епископство православных и всякий священный и монашеский чин, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах и поминающих убогия, иже по духу и по плоти сродников, отец и братий наших, другов наших и знаемых, заповедавших нам недостойным молитися о них, о принесших и ихже ради принесоша, о братиях наших во службах сущих и о всех служащих и служивших во святей обители сей, о всяком граде и стране и верою живущих в них, и о всякой душе христиан православных. И вземлет часть и полагает ниже святаго хлеба. Затем вземлет о епископе местнем и хиротонисавшем его и об иных, о нихже хощет» . Существенно отличается от чина последующего времени указание «Изъяснения» о пятой просфоре, где соединяется поминовение прославленных и непрославленных, почивших и живых: «И взем другую (вариант: пятую) просфору, глаголет: Еще приносим Ти жертву сию о иже в вере почивших праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, священномученицех, исповедницех, воздержницех, постницех, учителех и о всяком дусе в вере скончавшемся, ихже молитвами, Боже, приими жертву сию в пренебесный Твой жертвенник. И помяни и мене, грешнаго имярек, по множеству милости Твоея (вариант: И полагает часть). Помяни, Господи, души во блаженной кончине (вариант: памяти) сущих благочестивейших и приснопамятных царей, патриархов, архиереев, диаконов, чтецов и всякаго монашескаго чина, ктиторов святыя обители сея. И всех прежде усопших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных. И изъемлет части. Таже изъемлет о нихже хощет усопших, но и о живых» . Здесь уместно упомянуть и предмет, не относящийся непосредственно к теме статьи. Монархические «приоритеты» византийцев могли выражаться не только в порядке поминовения царей, но и в порядке поминовения царей в лике святых. В «Изъяснении» читаем: «И емлет иную просфору сиесть печать и изъемлет из нея часть, не треугольну, но малую некую, вонзает копие, глаголя: Силою честнаго и животворящаго Креста. Предстательствы всевеличайших чиноначальник Михаила и Гавриила и всех небесных сил безплотных. И полагает часть слева святаго хлеба, на немже есть еже ХС… И по ряду святых всех. Честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, часть. Святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла, двунадесяте и седмидесяте апостол, часть. Святых славных пророков Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея (вариант: Иеремии), святых триех отрок и Даниила пророка и всех святых пророков, часть. Святых славных боговенчанных великих царей и равноапостолов Константина и Елены, часть. Иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и иерархов Василия Великаго, Григория богослова, Иоанна Златоустаго, Николая чудотворца, Афанасия и Кирилла, Иакова брата Божия, праведнаго Лазаря, Ахилия Ларисскаго, Икумения Триккскаго и всех святых святителей, часть. Святаго первомученика и архидиакона Стефана, часть. Святых великих мучеников Георгия, Димитрия, Феодоров, Прокопия, Артемия, Меркурия, Евстафия, Мартирия, Евстратия и иже с ним и всех святых мученик, часть. Святых славных и исповедников Павла Константинопольскаго, Феодора Студита, Максима, Гурия, Самона и Авива (вариант: † Феодора и Феофана) самобратий и всех святых исповедников, часть. Святых и чудотворцев безсребренников Косьмы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Трифона и Фалалея, Лукиана, Фотия и Аникиты (вариант: Емилиана), Евпла, Христофора и всех святых врачей (вариант: безсребренник), часть. Преподобных и богоносных отец наших Павла Фивейскаго, Антония Великаго, Арсения, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Феодосия общих житий начальника, Афанасия и Петра Афонских, Афанасия (вариант: и Иоасафа ), иже в Метеоре, и всех преподобных, часть. Святых славных мучениц Феклы, Анастасии, Екатерины, Варвары, Параскевы, Христины, Кириакии и всех святых мучениц, часть. Святых и преподобных жен Марии Египтяныни, (вариант: Феодоры царицы), Феодоры Лесвийския, Феодоры, иже во Александрии, Пелагии, Фотины, Марфы и всех преподобных жен, часть. Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, часть. Святаго дне, часть» . Подобный же порядок поминовения святых в евхологии XIV в., изученном А. Дмитриевским . Другие же рукописи дают значительно меньше имен святых, чем в современном чине, например, уже цитированный Код. 662 XII–XIII вв.: «Честных небесных сил безплотных. Честнаго славнаго пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Святых славных и всехвальных апостол. И возносит имена различна. И на четвертой просфоре поминает празднуемаго святаго, на нейже по еже глаголати имя святаго дне глаголет: и всех Твоих святых» . В императорской России поминовение на проскомидии совершалось в таком порядке: «Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейший Правительствующий Синод, и святейшыя православныя Патриархи (и митрополита нашего имярек, егоже есть епархия…), честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин, игумена, имярек, братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко. Помяни, Господи, Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Александра Александровича всея России, Супругу его, благочестивейшую Государыню императрицу Марию Феодоровну, Наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Николая Александровича, и весь царствующий Дом… О памяти и оставлении грехов святейших Патриархов, православных и благочестивых Царей и благочестивых Цариц, блаженных создателей святыя обители сея…» (Служебник, в царствующем Град Святаго Петра, 1890). Несколько не соответствовала этому порядку печатаемая в чине проскомидии наглядная схема расположения частиц на дискосе: выше всех частиц, вынутых за живых и умерших, помещалась частица за Императора, затем за Синод и Патриархов, затем за живых и, наконец, ниже всех — за мертвых». Правда, к концу истории нашей Империи произошли симптоматические изменения. В издании Служебника карманного формата 1916 г. на обычной схеме расположения частиц на Дискосе не изображено особой частицы за Императора . Как видим, даже в недрах Святейшего Синода прокладывал себе путь антимонархизм, в данном случае на волне клерикальных настроений. Именно в этом нужно видеть причину позорной пассивности Синода в судьбоносном феврале перед тем, как он покорно самоликвидировался по указке новой, «демократической» власти. В отличие от поминовения на проскомидии, совершающегося в сокровенности алтаря, поминовение на Великой ектении имеет характер общественной молитвы и посему в большей степени отражает исторические перипетии. В греческом чине в Мирной ектении за прошением об «архиепископе» (правящем архиерее) следовали прошения: «О благочестивейших и богохранимых царех наших, всей палате (=дворце) и воинстве их Господу помолимся». «О еже пособити и покорити под нозе их всякаго врага и супостата Господу помолимся» . Уже сами формулировки этих прошений показывают, что за православных царей молились вовсе не так, как «молились бы за всякую другую гражданскую власть». Мало того. Всякая «постхристианская» власть есть, по существу говоря, власть антихристианская, за которую молиться нельзя. Поэтому приведенные два прошения исчезают, ничем не замененные, из евхологиев эпохи туркократии . В революционной России возникает движение «непоминающих», которые готовы идти на казнь за отказ поминать «власти и воинство». В коммунистической Югославии Церковь официально заменяет прошение о Короле прошением «о благоверном роде (=народе) нашем». Следующее поминовение царей — после малого входа. Как указывает одна из рукописей, «после входа садится архиерей на седалище, и тако бывает славление (fhvmh) царей и архиерея». В чине патриаршей литургии указывается: «Егда несть хиротония архиерейская, бывает fhvmh (славление) первее, прежде еже рещи кондак, и после fhvmhn (славления) возглашает доместик: Господи, спаси цари. И иный: И услыши ны…». Когда бывала архиерейская хиротония, сначала произносилась fhvmh (славление) царей, и за ней следовала fhvmh патриарха. Как указывает Трембелас, неясно, было ли наряду с этим общим поминовением поминание царей поименное . В эпоху туркократии, поскольку всячески избегалось поминовение завоевателей, «цари» были заменены на «благочестивыя». В таком вид слова эти (собственно, это парафраз Пс 19:10) вошли в русские книги, получив место на возгласе «Яко Свят еси…». Смысл сего возгласа был вполне определенный, почему после революции он был изъят из богослужения. Какова была наша радость, когда в 90х годах единодушным порывом по почину Св. Синода в наших церквах вновь зазвучал этот псаломский стих, напоминающий нам о многих и богатых милостях Божиих, явленных нам некогда. В этом тысячеустом трагическом le Roi est mort — vive le Roi — свидетельство того, что воистину жив наш народ, который столь многие давно уже объявили умершим. Поминовение на Сугубой ектении являет значительное многообразие. Две рукописи XII в. дают такой текст: «Рцем вси прилежно. От всея души и от всего помышления рцем. Господи Вседержителю небесный, Боже отец наших, молимтися, услыши нас и помилуй. Не хотяй смерти нас грешных, но ожидаяй еже к Тебе обращения, о жизни и покаянии молимтися. О избавитися нам от всякия скорби… Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей… Еще о благочестивейших и богохранимых царех и о покорити под нозе их всякаго врага и супостата рцем» . Рукопись XII в. (Визант. Музей, Код. 6) указывает перед «молитвой прилежнаго моления» прошение «0 благочестивейших и богохранимых царех…», которое дважды повторяется после молитвы. По рукописи ХV в. (Афин. Нац. Библ. 769) прошение о царях трижды произносится после указанной молитвы: «Еще молимся о благочестивейших и богохранимых, державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их и о еже Господу Богу нашему наипаче споспешити и пособити им во всех и покорити под нозе их всякаго врага и супостата. Еще молимся о благочестивейших и христолюбивых царех наших Андронике…». Между прочим, здесь имеет место явно сокращенная запись прошений, что, конечно, было более или менее повсюду в записях постоянно повторяющихся прошений с достаточно часто меняющимися именами. Так что, в частности, отсутствие «имярека» в рукописи еще не доказывает отсутствие имени в богослужении. Целый ряд рукописей предписывает прошение о царях произносить дважды, до и после вышеуказанной молитвы. И только в двух рукописях ХV в. указывается одно прошение о царях. Возможно, эти рукописи написаны уже после падения Константинополя и прекращения поминовения царей. Литургические рукописи знают много примеров такого консерватизма. Во всех приведенных у Трембеласа вариантах прошения (или прошение) о царях предваряют прошение об «архиепископе». В послевизантийскую эпоху прошение о царях заменяется прошением «о благочестивых и православных христианех» . Это прошение остается в печатных изданиях и после освобождения Греции, причем возникает курьезное сочетание: 1. прошение, заменяющее прошение о царях; 2. прошение об архиепископе, и 3. прошение о короле. В русских Служебниках сохранялся византийский порядок, и прошение о царе предваряло прошение о патриархе или синоде, хотя оно не было сугубым или трегубым, как в Византии (можно предположить, что именно сугубость прошений о царях дала название ектении): «Еще молимся о благочестивейшем, самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Александре Александровиче всея России: о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении его, и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити ему во всех и покорити под нозе его всякаго врага и супостата. Еще молимся о супруге его, благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне. Еще молимся о Наследнике его, благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Николае Александровиче и о всем царствующем Доме. Еще молимся о Святейшем Правительствующем Синоде. (Аще под митрополитом, приглаголет: и о митрополите нашем, егоже область) и всей во Христе братии нашей. Еще молимся о всем их Христолюбивом воинстве». Наконец, укажем на поминание царей в заупокойном прошении Сугубой ектении по русскому чину: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных, святейших патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицах, и создателех святыя обители сея, и всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду православных». На Великом входе в современном греческом чине после слов диакона «Всех вас да помянет Господь Бог…» священник поминает «архиепископа, царей и т. д.» . Практика дозволяет в современной Греческой Церкви большое многообразие поминовений на Великом входе. Формулы часто составляются самими священниками, непременно на безупречном древнегреческом языке. Поминаться могут не только живые, но и умершие. В древних рукописях поминовение гораздо более простое: «всех вас…», или еще и взаимное поминовение священнослужителей . По русскому чину: «Диакон глаголет: Благочестивейшаго, самодержавнейшаго Великаго Государя нашего Императора Александра Александровича всея России да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков. Таже священник: Супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков. Наследника его, благовернаго Государя, Цесаревича и Великаго Князя Николая Александровича и весь царствующий Дом да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков. Диакон глаголет: Святейший Правительствующий Синод да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков. Таже священник: Всех вас православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков». Поминовение царей после преложения Даров совершалось уже в IV в. Об этом свидетельствует свят. Кирилл Иерусалимский (Оглашение Тайноводственное. V, 6): «После приношения духовной Жертвы… мы просим Бога об общем мире церквей, о благостоянии мира, о царях, о воинах и союзных ополчениях, о в немощах сущих, о страждущих и, кратко сказать, о всех нуждающихся в помощи». В чине Литургии свят. Иоанна Златоуста эта intercessio звучит так: «Помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины, все пресвитерство, во Христе диаконство и весь священный чин. Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней (официальное именование Империи), о святей, соборней и апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих, о благовернейших и Христолюбивых наших царех, всей палате и воинстве их. Даждь им, Господи, мирное царство, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». В рукописях имеются варианты: «благовернейших царех, Христолюбивой царице», «благовернейших и Христолюбивых благочестивых царех» . В русском Служебнике: «…о вселенней, о святей соборней и апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих: о благочестивейшем, самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Александре Александровиче всея России, и о супруге его, благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне: о Наследнике его, благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Николае Александровиче, и о всем царствующем Доме: о всей палате и воинстве их. Даждь им, Господи, мирное царство, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте». Отметим, что не только слово «вселенная», но и слово «тишина» взято из официальнаго лексикона: galhnwvtato? (тишайший) — один из царских титулов, соответствующий латинскому serenissimus. Слово «тишина» вставлено в слова Св. Писания, приведенные нами в эпиграфе. Литургия свят. Василия Великаго, в отношении поминовения царей во всем совпадающая с Златоустовой, имеет более пространную intercessionem: «…Помяни, Господи, благочестивейших и благовернейших наших царей, ихже оправдал еси царствовати на земли. Оружием истины, оружием благоволения венчай их. Осени над главою их в день брани, укрепи их мышцу, возвыси их десницу, удержави их царство, покори им вся варварския языки, брани хотящыя, даруй им глубокий и неотъемлемый мир, возглаголи в сердце их благая о Церкви Твоей и о всех людех Твоих, да в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности. Помяни, Господи, всякое начало и власть и иже в палате братию нашу и все воинство. Благия во благости Твоей сохрани, лукавыя благи сотвори благостию Твоею…» . Поучительный вариант дают три рукописи XVI–XVIII вв., т. е. времен турецкого порабощения: «…благочестивейших и приснопамятных царей», без других изменений или сокращений . В русском Служебнике: «…Помяни, Господи, благовернаго и Христолюбиваго Государя нашего Александра Александровича, Императора и Самодержца Всероссийскаго, егоже оправдал еси царствовати на земли, оружием истины, оружием благоволения венчай его, осени над главою его в день брани, укрепи его мышцу, возвыси его десницу, удержави его царство, покори ему вся варварския языки брани хотящыя: даруй ему глубокий и неотъемлемый мир, возглаголи в сердце его благая о Церкви Твоей и всех людех Твоих, да в тишине его тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Помяни, Господи, и супругу его, благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Феодоровну: Наследника его, благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Николая Александровича: и весь царствующий Дом. Помяни, Господи, всякое начало и власть, и иже в палате братию нашу, и все воинство: благия во благости соблюди, лукавыя благи сотвори благостию Твоею». По греческому чину последнее поминовение царей бывает в заамвонной молитве: «Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священником, царем нашим, воинству и всем людем Твоим». Под турками «царем» меняли на «благочестивым» . На языке первого тысячелетия «иерей, священник» означало в первую очередь епископа. По русскому чину: «…священником, благочестивейшему, самодержавнейшему Великому Государю нашему Императору Александру Александровичу всея России, воинству и всем людям Твоим…» Русский чин предписывает также многолетие в конце Литургии, полностью отсутствующее в греческих книгах: «Благочестивейшаго, самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, Императора Николая Александровича всея России: супругу его, благочестивейшую Государыню, Императрицу Александру Феодоровну, матерь его, благочестивейшую Государыню, Императрицу Марию Феодоровну: благовернаго Государя, Наследника и Великаго Князя Михаила Александровича и весь царствующий Дом: Святейший Правительствующий Синод, и нашего митрополита или архиепископа или епископа, имярек, и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многа лета» . Из чина Преждеосвященной Литургии отметим вариант Сугубой ектении, который Трембелас включил в основной тексте: «Рцем вси… Господи Вседержителю… Помилуй нас, Боже… Еще молимся о благочестивейших и богохранимых царех наших, державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их и о еже Господу Богу нашему наипаче содействовати, пособити им во всех и покорити под нозе их всякаго врага и супостата. Еще молимся о благочестивейших и христолюбивых царех наших (имярек и имярек), здравии… Еще молимся о архиепископе…» . Кроме поминовения на Литургии, цари поминались на службах суточного круга, в частности, на Великих (мирных) и Сугубых ектениях вечерни и утрени. Кроме того, начало утрени (между возгласами «Благословен Бог…» и «Слава Святей…») представляет собой краткий молебен о царях: этот «молебен» состоит из «царских» псалмов 19 и 20, Трисвятого, тропарей: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы царем на варвары даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею благоверныя цари наши, победы дая им на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу», «Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молений наших, всепетая Богородице, утверди православных жительство, спасай им же повелела еси царствовати и подаждь им с небесе победу, яко родила еси Бога, едина Благословенная». Затем следует ектения о царях, состоящая всего из двух прошений: «Помилуй нас, Боже… Еще молимся о благочестивейших и богохранимых царех наших, всей палате и воинстве их. Яко милостив…» . Строго говоря, когда мы лишены царей, эта часть утрени теряет смысл, почему некоторые ее и опускают. Греки выходят из положения, сохраняя упоминания царей в тропарях и наращивая ектению поминанием архиепископа . По русскому чину: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй. Еще молимся о благочестивейшем, самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Александре Александровиче всея России, и о супруге его, благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне: о Наследнике его, благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Николае Александровиче, и о всем царствующем Доме. Еще молимся о Святейшем Правительствующем Синоде. Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Яко милостив…» Впрочем, дониконовский Устав повелевает никого не поминать на этой ектении, кроме царей . Поминались цари и на литии (обычно в конце вечерни). После первого прошения «Спаси, Боже, люди Твоя…» и перед прошением об архиепископе было: «Еще молимся о благочестивейших и богохранимых царех наших, державе, победе, пребывании, здравии, спасении их и о еже Господу Богу нашему наипаче содействовати и пособити им во всех и покорити под нозе их всякаго врага и супостата» . В русском Служебнике: «Еще молимся о благочестивейшем, самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Александре Александровиче всея России, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении его, и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити ему во всех и покорити под нозе его всякаго врага и супостата. Еще молимся о супруге его, благочестивейшей Государыне Императрице Марии Феодоровне. Еще молимся о Наследнике его, благоверном Государе, Цесаревиче и Великом Князе Николае Александровиче, и о всем царствующем Доме. Еще молимся о Святейшем Правительствующем Синоде…». Наконец, повечерие и полунощница содержат особую ектению, в которой вторым прошением было в прошлом прошение о царях, замененное обычным порядком в период османского ига и затем в Греческом Королевстве восстановленное в другом месте ектении: «Помолимся о мире мира. О благочестивых и православных христианах». Об архиепископе нашем (имярек). Об отце нашем (имярек) иеромонахе (=игумене монастыря) и всей во Христе братии нашей. О благочестивейших и богохранимых царех наших. О благопоспешении и укреплении Христолюбиваго нашего воинства…» . Ектения содержит и несколько заупокойных прошений: «Ублажим благочестивыя цари. Православныя архиереи. Ктиторы святаго храма сего. Родители наша и учители и вся преждеотшедшия отцы и братию нашу…» . Мы видим, что и в греческом, и в русском богослужении молитва о царях занимает видное место. Понятно, каким ударом была отмена всех молитв о царе сразу после «великой бескровной», притом что Россия не провозглашалась республикой вплоть до сентября 1917 г. Как сокрушался, к примеру, С. Н. Булгаков, вовсе не самый образцовый монархист и до времени не самый усердный богомолец, о том, что богослужение «калечится теперь механическими ампутациями» . Это даже может служить одним из психологических объяснений резкого падения церковной практики: богослужение потеряло свой привычный вид и стало чужим. Конечно, наша иерархия поступила не лучшим образом, по первому мановению Временного правительства бросившись кромсать богослужение. Несколько осмотрительнее поступила греческая иерархия, когда в 1974 г. (в третий раз на протяжении XX в.) в Греции была упразднена монархия. Было издано распоряжение, в котором сказано: «Известно, что немало тропарей и молитв нашей Церкви упоминают о царях. Посему, после отмены монархии в нашей стране возникли некоторые вопросы литургического характера, относительно определенных инициатив касательно замены или опущения слов и фраз литургических текстов по причине произошедшего политического изменения. Многие самочинствуют или импровизируют. Другие находятся в смущении и недоумении. Посему возникает необходимость ясно определить здесь соответствующие частные случаи, чтобы все следовали единым путем и чтобы не действовал каждый безответственно и произвольно. I. Сохраняются без изменения, в прежнем виде: а) Все молитвы Божественной Литургии, в которых поминаются цари (например: «еще приносим Ти… о благовернейших и христолюбивых царех наших, всей палате и воинстве их: даждь им, Господи, мирное царство…» и др.). б) Тропари, кондаки, светильны и др. песнопения, в которых говорится о царях (например, Индикта: «…сохраняя в мире цари и град Твой…» , Крестовоздвижения «Вознесыйся… возвесели силою Твоею благоверных царей наших…» и т. п.). в) Моления об усопших «царях, патриархах, архиереях… и т. д.». II. Допустимо (но не обязательно) умолчание: а) В заамвонной молитве слов «царем нашим» (без замены чемлибо другим подобным). б) В малом и великом освящении воды, речения «и сохрани, Господи, рабов Твоих благоверных царей наших… (вплоть до, включительно) сотвори во всем милостивы (Малое освящение) или «…всякаго врага и супостата» (Великое освящение). Примечание. Об известном тропаре «Спаси, Господи, люди Твоя…» следует сделать замечание, что неправильна замена речения «победы царем на варвары даруя…» на «победы благочестивым на враги…», поскольку этот тропарь и читаемые вместе с ним перед Шестопсалмием («Вознесыйся…», «Предстательство страшное и непостыдное… спасай, имже повелела еси царствовати…») исторически освящены как молитва «за цари и иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности» (1 Тим 2:2), и расширительно под словами «цари» и «царствовать» понимаются вообще начальствующие и имеющие должности и положения в обществе, «во власти сущие» . Несомненно, здесь имеет место хитроумная «двойная бухгалтерия», но и само состояние Греции гораздо менее однозначно, чем состояние России 1917 г., охваченной всеразрушающим нигилистическим безумием. Не вдаваясь в оценку явных и тайных мотивов данного распоряжения греческих церковных властей, отметим, что после событий 1974 г. у греков были изменены только прошения ектений, например: «О благочестивом роде нашем, всяком в нем начале и власти и о христолюбивом нашем воинстве…». Нам, во всяком случае, стоит принять во внимание греческий опыт и восстановить в подлинном виде хотя бы все заупокойные поминания царей, которые у нас по старой советской памяти продолжают выбрасывать, и упоминания, имеющие «историческое значение». С другой стороны, следует всячески избегать литургического отождествления того, что было до 2 марта 1917 г., с тем, что имеем теперь. Только омерзение можно чувствовать в отношении злорадства временщиков «великой бескровной», садизма большевиков, которые буквально под угрозой смерти требовали заменить прежние прошения выраженной молитвой о «советской власти», и подобострастия всякого вида и имени обновленцев, которые были готовы не за страх, а за совесть эти требования исполнять. Но и весьма умеренные уступки, согласие молиться за «власти и воинство» (это, согласимся, не совсем то, что молитва за «социалистическую Республику Румынию» при Чаушеску), причем в эти молитвы вкладывалось содержание, для всякого благоразумного человека приемлемое и оправданное («возглаголи в сердцах их мирная и благая о Церкви Твоей Святей»), — были для многих неприемлемы (в том числе и для вчерашних антимонархистов) именно по той причине, что эти прошения заменяли недавние молитвы о царе и этим как бы морально уравнивали духовнонравственных антиподов. Напротив, нам родствен светлый трагизм порабощенных византийцев, которые никогда не забывали всех благодеяний Божиих, явленных в христианской истории, и очень хорошо знали разницу между тем, что было и должно быть, и тем, что есть. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|