Церковь и государство в 18 веке |
Автор: Федоров В. А.Церковь и государство в XVIII-начале XX В.:Историографический и источниковедческий аспекты изучения проблемыПредлагаемый обзор источников и исследовательской литературы относится к синодальному периоду в истории Русской Православной Церкви (1700–1917 гг.). К материалам официального характера относятся годовые «Всеподданнейшие отчеты оберпрокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания», содержащие сведения о деятельности Синода, бюджете, духовных учебных заведениях, монастырях, миссионерстве и пр., с приложением подробных статистических данных. Отчетность Св. Синода стала публиковаться с 1838 г., сначала в виде извлечений из годовых отчетов . С 1891 г. отчеты стали публиковаться полностью: «Всеподданнейшие отчеты оберпрокурора Святейшего Синода за 1884–1913 гг». (СПб., 1891–1916). Важными источниками официального характера о подготовке в начале ХХ в. Поместного Собора Русской Православной Церкви являются материалы Предсоборных присутствий и совещаний: «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» (СПб., 1906. Т. 1–3 и отдельный том «Прибавлений»), «Журналы и протоколы заседаний высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия» (СПб., 1906–1907. Т. 1–4), «Сводки отзывов епархиальных Преосвященных по вопросам церковной реформы» (СПб., 1906). Существенно дополняют эти официальные материалы изданные в 1906–1913 гг. работы участников Предсоборного присутствия: И. Г. Айвазова, Н. П. Аксакова, И. С. Бердникова, Е. Е. Голубинского, В. З. Завитневича, Н. А. Заозерского, А. А. Киреева и Н. Д. Кузнецова (среди них выделяется обзор А. А. Киреева «Итоги работы Предсоборного Присутствия»). Неизданные материалы Предсоборного Присутствия находятся в архиве Св. Синода (РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 193–204). Деятельность Предсоборного совещания 1912 г. получила отражение в документальном издании «Святейший Правительствующий Синод. Предсоборное Совещание» (СПб., 1912–1916. Т. 1–5). В комплексе источников по истории Русской Церкви богато представлены дневники и мемуары. Авторы их — иерархи Церкви, приходские священники, монашествующие, преподаватели духовных учебных заведений и светские лица, находившиеся на службе по церковному ведомству. В библиографическом указателе «История дореволюционной России в дневниках и мемуарах» , значится более 1300 их дневников и мемуаров, опубликованных отдельно или в периодических изданиях. Мемуары и дневники содержат много ценных фактов о жизни и быте православного духовенства, о событиях из истории Русской Церкви. Среди мемуарной литературы представляют особый интерес: А. И. Розанов «Записки сельского священника» (СПб, 1882); Н. П. ГиляровПлатонов «Из пережитого» (СПб., 1886. Т. 1–2), М. Е. Лавров «Автобиография сельского священника» (Владимир, 1900); архиепископ Савва (Тихомиров) «Хроника моей жизни» (Сергиев Посад, 1906–1911. Т. 1–6), «Из записок преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского» (М., 1907), а также эмигрантская (после 1917 г.) мемуаристика русских духовных лиц. Среди них выделяются богатством и ценностью сведений мемуары митрополита Евлогия (Георгиевского) «Путь моей жизни» (Париж, 1947; М., 1994), Г. И. Щавельского «Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота» (НьюЙорк, 1954. Т. 1–2; М., 1995), Н. Д. Жевахова «Воспоминания товарища оберпрокурора Св. Синода» (Мюнхен, 1923. Т. 1–2; М., 1993); прот. С. Н. Булгакова «Автобиографические заметки» (Париж, 1947); митрополита Вениамина (Федченкова) «На рубеже двух эпох» (М., 1994). Значительное количество дневников и мемуаров духовных лиц еще не издано и хранится в государственных архивах, рукописных собраниях библиотек и музеев. Особенно богат сведениями о церковной жизни конца XIX–XX вв. дневник митрополита Арсения Стадницкого (готовится к изданию). Богата материалами церковная периодика того времени: «Душеполезное чтение», «Православное обозрение», «Православный благовестник», «Православный собеседник» «Церковный вестник», «Богословский вестник», «Миссионерские известия», «Миссионерское обозрение», «Миссионерский сборник», «Церковные ведомости», «Странник», «Христианское чтение» и др., а также издававшиеся с середины. XIX в. «Епархиальные ведомости». Огромное количество разнообразных источников по синодальному периоду Русской Православной Церкви сосредоточено в наших архивах — центральных и местных. В центральных архивохранилищах наибольшее количество материалов хранится в фондах Св. Синода в РГИА: Канцелярии Синода (ф. 796), Канцелярии оберпрокурора Синода (ф. 797), Хозяйственного управления Синода (ф. 799), Управления контроля (ф. 801), Учебного (ф. 802) и Училищного (ф. 803) комитетов Синода, присутствий Синода — по делам православного духовенства (ф. 804), придворного духовенства (ф. 805), военного и морского протопресвитера (ф. 806), Канцелярии грекоуниатской церкви в России (ф. 823), собрания рукописей Синода (ф. 834). Ценны материалы о борьбе правительства с расколом и сектантством, находящиеся в фондах IIIго отделения Собственной его императорского величества канцелярии (ф. 109) и Департамента полиции (ф. 102), находящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). В местных архивах сосредоточены фонды соборов, церквей, монастырей и духовных консисторий. В центральных и местных архивах, а также в рукописных отделах крупнейших библиотек и музеев находятся материалы ряда монастырей, духовных учебных заведений и многочисленные личные фонды деятелей Церкви, которые хранятся также в рукописных отделах крупнейших библиотек и музеев. Исследования Исследование синодального периода истории Русской Православной Церкви практически началось с 40х гг. XIX в. Первым трудом, специально посвященным синодальным периоду, явилось исследование епископа Филарета (Д. К. Гумилевского) «О синодальном управлении в 1721–1825 гг.» . Основанный на большом документальном материале, в значительной части архивном, этот труд отличается основательностью изложения и объективностью оценок. Во второй половине XIX в. появляются многочисленные «учебные руководства» по истории Русской Православной Церкви, освещавшие и ее синодальный период, специальные исследования некоторых его хронологических этапов, а также и отдельных проблем. В 1870 г. было издано «Руководство по русской истории» профессора Казанской Духовной Академии П. В. Знаменского. Оно принесло его автору широкую известность. В последующих изданиях автор дополнял «Руководство», доведя его изложение до конца царствования Александра II. В 1896 г. он переработал его в «Учебное пособие по истории Русской Церкви» . Существенными дополнениями к «Руководству» П. В. Знаменского явились его «Чтения из истории Русской Церкви за время царствования Екатерины II», опубликованные в «Православном собеседнике» (1875, № 2–4, 9), и «Чтения из истории Русской Церкви за время царствования императора Александра I» (Казань, 1885). Перу П. В. Знаменского принадлежит ряд монографических исследований по специальным вопросам истории синодального периода Русской Церкви: «Приходское духовенство со времени реформы Петра Великого» (Казань, 1873), «Основные начала духовноучебной реформы в царствование императора Александра I» (Казань, 1878), «Духовные школы в России до реформы 1808 года» (Казань, 1881), «История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870)» (Казань, 1891–1892. Т. 1–3), «Богословская полемика 60х годов. Об отношении Православия к современной жизни» (Казань, 1909). В своих исследованиях Знаменский стремился рассматривать историю Церкви в тесной связи «с проявлениями народной и общественной жизни». В 1893 г. вышло 4хтомное «Руководство по истории Русской Церкви» профессора Московской Духовной Академии А. П. Доброклонского (переизд.: М., 1999), основанное на богатом документальном материале. Последний том целиком посвящен синодальному периоду (изложение доведено до начала 80х годов XIX в.). Среди обобщающих трудов, вышедших в начале ХХ в., выделяются монографии: управляющего канцелярией оберпрокурора Св. Синода С. Г. Рункевича «История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. Т. 1. Учреждение и первоначальное устройство Святейшего Правительствующего Синода: 1721–1725» (СПб., 1900) и «Русская Церковь в XIX в.» (СПб., 1901), профессора Варшавского университета П. В. Верховского «Очерки по истории Русской Церкви XVIII и XX столетий» (Варшава, 1912. Т. 1) и «Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент» (РостовнаДону, 1916. Т. 1–2). В отличие от официозного характера трудов С. Г. Рункевича, исследования Верховского отличаются объективностью и большой научной добросовестностью. Исследовательская литература конца XIX–начала XX вв. богата монографическими трудами по различным вопросам синодальной эпохи Русской Православной Церкви. Авторы их — преимущественно профессора Московской, СанктПетербургской, Киевской и Казанской духовных академий. Хронологические этапы и события синодального периода Русской Церкви освещены в монографиях: Ф. И. Титова «Император Александр III и Православная Церковь в его время» (Киев, 1901), А. А. Папкова «Церковнообщественные вопросы в эпоху ЦаряОсвободителя. 1855–1870» (СПб., 1902) и «Начало возрождения церковноприходской жизни в эпоху ЦаряОсвободителя. 1855–1870» (СПб., 1902), И. Айвазова «Церковные вопросы в царствование императора Александра III» (М., 1914). Вопросы управления Церковью получили освещение в работах: В. А. Благовидова «Оберпрокуроры Св. Синода в XVIII и первой половине XIX столетия» (Казань, 1899; 2е изд.: 1900), Т. В. Барсова «Синодальные учреждения прежнего времени» (СПб., 1897) и «Синодальные учреждения нового времени» (СПб., 1899), А. И. ИванцоваПлатонова «О русском церковном управлении» (М., 1898). Православное духовенство в армии и во флоте получило освещение в специальных работах Т. В. Барсова «Об управлении русским военным духовенством» (СПб., 1879) и «Новое положение об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств» (СПб., 1893), А. Боголюбова «Очерк из истории управления военным и морским духовенством в биографиях главных священников его за время с 1800 по 1901 гг.» (СПб., 1901) в многотомном капитальном исследовании «Столетие Военного министерства. 1802–1902. Т. 13. Управление церквами и православным духовенством военного времени. Исторический очерк» (СПб., 1902) и Г. А. Цитовича «Храмы армии и флота. Историкостатистическое описание» (Пятигорск, 1913). Церковному праву посвящены монографии и учебные курсы: И. Милованова «О преступлениях и наказаниях церковных» (СПб., 1888), И. С. Бердникова «Краткий курс церковного права» (Казань, 1887, 1903), Н. С. Суворова «Курс церковного права» (Ярославль, 1889–1890. Т. 1–2) и «Учебник церковного права», выдержавший пять изданий (Ярославль, 1897–1913), А. С. Павлова «Сокращенный курс лекций церковного права» (М., 1899) и «Курс церковного права» (Сергиев Посад, 1902), А. Попова «Суд и наказание за преступления против веры и нравственности по русскому праву» (Казань, 1904), Н. Милаша «Православное церковное право» (СПб., 1897; 2е изд.: Пг., 1917). Система духовного образования отражена в монографиях: Н. Архангельского «Духовное образование и духовная школа в России при Петре Великом» (Казань, 1883), Ф. Благовидова «Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II» (Казань, 1891), И. А. Чистовича «Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине XIX в. Комиссия духовных училищ» (СПб., 1894), Д. И. Тихомирова «Об Учебном комитете при Св. Синоде» (СПб., 1906), Б. В. Титлинова «Духовная школа в России в XIX веке» (Вильна, 1908. Т. 1; Варшава, 1909. Т. 2), Ф. Н. Белявского «О реформе духовной школы. Т. 1. Краткий очерк прошлого средней духовной школы» (СПб., 1907), Н. Н. Глубоковского «По вопросам духовной школы (средней и высшей) и об Учебном комитете при Св. Синоде» (СПб., 1907), С. Любимова «Воспитание в духовной школе» (М., 1906), К. Дьяконова «Духовная школа в царствование Николая I» (Сергиев Посад, 1909). Кроме того, были изданы монографии и большое количество статей в периодических изданиях по истории СанктПетербургской, Московской, Казанской и Киевской духовных академий, многих семинарий, персонально об их профессорах и преподавателях. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви отражена в документальных публикациях и монографиях: «Труды православных миссий Восточной Сибири. 1862–1883» (Иркутск, 1883–1886. Т. 1–4), «Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине» (СПб., 1905), И. Беляева «Русские миссии на окраинах» (СПб., 1900), С. А. Архангелова «Наши заграничные миссии. Очерк о русских духовных миссиях» (СПб., 1899), И. А. Бродовича «Христианство в Японии» (Харьков, 1904), И. Г. Вениаминова «Религия и христианство в Японии» (СПб., 1905), С. Недачина «Православная Церковь в Японии» (СПб., 1911), Ф. Прохоренко «Русская духовная миссия в Японии и Корее» (Харьков, 1906). Монастыри, монашество и монастырское хозяйство в синодальный период получили освещение в исследованиях: М. Кудрявцева «История православных монастырей на северовостоке России со времен Сергия Радонежского» (М., 1881), А. А. Завьялова «Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II» (СПб., 1900), Н. А. Любинецкого «Землевладение церквей и монастырей Российской империи» (СПб., 1910. Ч. 1–4), Н. Д. Кузнецова «Общественное значение монастырей» (СПб., 1908). История западнорусских монастырей освещена в обширном труде И. А. Чистовича «Очерки истории западнорусской Церкви» (СПб., 1882. Т. 1–2); монастырские уставы и внутренняя жизнь монастырей в трехтомном труде иеромонаха Серафима «Монастырский мужской общежительный устав» (М., 1910. Т. 1–3). Богата литература об отдельных монастырях, особенно о ТроицеСергиевой, АлександроНевской, КиевоПечерской и Почаевской лаврах, Соловецком, Валаамском, СпасоЕвфимиевском, Ризположенском и Покровском (в Суздале), СаввиноСторожевском в Звенигороде и Преображенском (Новоиерусалимском) монастырях, Оптиной, Саровской и Ниловой пустынях. Значительна литература о подвижниках Русского Православия: Тихоне Задонском, Амвросии Оптинском, Серафиме Саровском. Наиболее ценные из жизнеописаний указанных святых в последние годы переизданы. Положение униатов западных губерний России и воссоединение их в 1839 г. с Русской Православной Церковью исследованы в содержательных работах М. О. Кояловича «История воссоединения униатов старых времен» (СПб., 1873; переизд.: М., 1999); И. Наумовича «Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с Православной Церковью западнорусских униатов» (СПб., 1889), И. А. Чистовича «Очерки истории западнорусской Церкви» (СПб., 1882–1884. Т. 1–2) и «Пятидесятилетие воссоединения с Русской Православной Церковью западнорусских униатов. Обзор событий воссоединения в царствование императора Николая I» (СПб., 1890), П. О. Бобровского «Русская грекоуниатская Церковь в царствование императора Александра I» (СПб., 1889), Г. Я. Киприановича «Исторический очерк православия, католичества, и унии в Белоруссии и Литве с древнейших времен до настоящего времени» (Вильна, 1895). По истории епархий и епархиального управления опубликованы монографические исследования: В. Богоявленского «Епархиальные съезды духовенства, их деятельность и значение» (Омск, 1902), Н. Д[урново] «Девятисотлетие российской иерархии, епархии и архиереи. 988–1888» (М., 1888) и И. М. Покровского «Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы» (Казань, 1897, 1912. Т. 1–2). На рубеже XIX–XX вв. были опубликованы многочисленные работы по истории отдельных епархий. В условиях развернувшегося после октябрьского переворота 1917 г. воинствующего атеизма исключалась возможность объективного изучения истории Русской Православной Церкви. Публиковавшиеся в изобилии книги, брошюры, статьи о Русской Православной Церкви преследовали преимущественно пропагандистские цели «борьбы с религиозными пережитками в сознании людей». Лишь в 60–70е годы стали публиковаться немногие работы, в которых на основании источников предпринималась попытка дать более спокойное и конкретное освещение истории Русской Церкви, но и эти работы, в силу политической конъюнктуры своего времени, не могли избежать «разоблачительских» и негативных оценок. Среди них следует указать на неоднократно издававшуюся массовыми тиражами книгу видного ученогоантичника Н. М. Никольского «История Русской церкви» . Заслуживают также внимания коллективная монография «Церковь в истории России (IX–1017 г.): Критические очерки» (М., 1967) и сборник статей «Религия и Церковь в истории России» (М., 1976). Обстановка существенно изменилась на рубеже 1980–90х годов. В связи с тысячелетием крещения Руси резко возрос интерес к истории Русской Православной Церкви и к проблемам религии вообще, как важнейшей духовной ценности народа. Стало очевидно, что без изучения истории Православной Церкви российская история существенно обеднена, и не могут быть раскрыты глубинные процессы русского национального сознания. Сама жизнь поставила перед историками задачу преодоления субъективизма и предвзятости в освещении истории Русской Православной Церкви, дать объективное, подлинно научное истолкование ее ключевых исторических событий и процессов. Создались и благоприятные условия для этого: пал коммунистический режим и вместе ним давивший гуманитарные науки цензурный гнет. В 1988 г. — к тысячелетию крещения Руси — изданы ценные сборники документов, очерков и статей: «Русская Православная Церковь. 988–1988. Материалы» (в двух томах), «Русская Православная Церковь. 988–1988. Очерки». В 1989 г. вышел большим тиражом сборник статей сотрудников Института истории СССР АН СССР «Русское православие: вехи истории». Книга была встречена с интересом и специалистами и широким читателем. В ней история Русской Православной Церкви дана в хронологическом и тематическом плане, в контексте и с гражданской историей. Значительное место в книге уделено и синодальному периоду истории Русской Церкви. В 1990е годы историками были защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций по истории Русской Православной Церкви, в том числе и по ее синодальному периоду, написанных на богатом документальном материале, преимущественно архивном. На основе диссертаций были изданы монографии: Н. Д. Зольникова «Сибирская приходская община в XVIII в.» (Новосибирск, 1990), А. В. Камкин «Православная Церковь на севере России» (Вологда, 1992), А. Ю. Полунов «Под властью оберпрокурора Синода. Православная Церковь в царствование Александра III» (М., 1996), С. Л. Фирсов «Православная Церковь и государство в последнее десятилетие самодержавия в России» (СПб., 1996), А. В. Байбаков «Православное духовенство русской армии и флота. Вторая пол. XIX–начало ХХ вв.» (М., 1997), Е. А. Вишленкова «Религиозная политика: официальный курс и «общее мнение» России александровской эпохи» (Казань, 1997) и «Духовная школа в России первой четверти XIX века» (Казань, 1998), С. В. Римский «Российская Церковь в эпоху великих реформ» (М., 1999), С. Ю. Чимаров «Русская Православная Церковь и вооруженные силы в России в 1800–1917 гг.» (М., 1999). Издана научнопопулярная монография П. Н. Зырянова о монастырях синодального периода — «Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века» (М., 1999). Немало статей по различным вопросам истории Русской Православной Церкви опубликовано в наших научных журналах: «Вопросы истории» и «Отечественная история», а также в публикациях материалов научных конференций: «Церковь в истории России» (М., 1997–1998. Сб. 1–2), труды Ежегодных богословских конференций Православного СвятоТихоновского Богословского Института (М., 1992–2000). История Русской Православной Церкви представлена и в исследованиях русского зарубежья. Среди них наиболее значительны монографии: глубокое по теоретическому содержанию исследование прот. Георгия Флоровского «Пути русского богословия (Париж, 1937; репринт: Вильнюс, 1991), обобщающий труд профессора А. В. Карташева «Очерки по истории Русской Церкви» (Т. 1–2, переизд.: М., 1992), во 2м томе содержится история Русской Церкви в XVIII в. Специально синодальному периоду посвящен двухтомный капитальный труд И. К. Смолича «История Русской Церкви. 1700–1917 и его же «Русское монашество» . Хотя исследователю не были доступны наши архивы, он изучил практически все опубликованные источники и специальную литературу по истории Русской Церкви данного периода. Достоинство книг И. К. Смолича — многоаспектность рассматриваемых им проблем синодального периода Церкви и при этом в связи с социальной и культурой жизнью России того времени. Зарубежные историки больше всего изучали положение Русской Православной Церкви в советский период. Однако в последние десятилетия появилось немало работ, в которых освещается и ее синодальный период. Среди них особенно заслуживают внимания монографии: J. S. Curtiss «Church and State in Russia. The last years of the Empire: 1900–1917» (New York, 1940, 1965), C. B. Beecker «The Church School in Tsarist Social ame Education Policy from Peter to the Great Reforms» (Filadelfia, 1964), G. Simon «Konstantin Petrovic Pobedonostzev und die Kirchenpolitik des Heiligen Sinod» (Gottingen, 1969), J. Oswalt «Kirchliche Gemeinde und Bauernbefreiung. Soziales Reformdenken in der orthodoxen Gemeindegeistlichkeit Russlands in der Era Alexanders II» (Gottingen, 1975), J. Geekie «The Church and Politics in Russia. 1907–1917» (New York, 1976); с использованием российских архивов исследования Г. Фриза, посвященные приходскому духовенству в России: G. L. Freeze. The Russian levites: Parish clergy in the eighteenth century (Cambridge. Mass., 1977) и The Parish Clergy in NineteenthCentury Russia. Crisis, Reform, CounterReform (Princeton, 1983). Г. Фриз опубликовал также серию статей по различным вопросам истории Русской Церкви в наших журналах «Вопросы истории» и «Отечественная история». Синодальный период истории Русской Православной Церкви, несмотря на посвященную ему значительную литературу, еще остается наименее исследованным по сравнению с другими ее периодами. В первую очередь, нуждается в серьезной разработке центральная проблема для синодального периода — Церковь и государство (взаимоотношения Церкви и государства, конфессиональная политика правительства). Не менее важны проблемы: Роль Русской Православной церкви в духовной жизни народа, в укреплении его патриотизма и национального самосознания, в развитии русской культуры. До сих пор еще слабо освещены вопросы: благотворительности и просветительства Церкви, внутренней жизни монастырей, миссионерской деятельности (особенно «внутренней миссии»), жизни церковного прихода и в связи с этим тема православное духовенство и сельский мир. Отсутствуют специальные источниковедческие и историографические работы. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|