Развитие женских моностырей |
Автор: Виноградова А. А. Статистические данные по истории развития женских монастырей в 1880 1900 г. как источник по истории церкви и социальной истории россии в конце XIX в.Основной задачей данной работы явилась систематизация и анализ статистических данных, отражающих активное развитие женского монашества в Российской Империи, а также изучение аспектов новой политики правительства по отношению к созданию женских монастырей; выявление роли женской общины в создании нового монастыря; оценка социальной структуры женской общины и количества насельниц как иллюстрация влияния реформ Александра II на структуру русского общества. В работе обработаны общие данные по 41 женской общине, преобразованной в монастыри за 1880–1890 гг., и подробные данные по 5 женским общинам Пензенской епархии. Данные были получены из следующих источников:1) Указы, законы и постановления, регламентирующие количество земли и окладов православных монастырей, изданные, соответственно, в 1–м и 2–м полном собрании законов Российской Империи. 2) Определения Святейшего Синода о преобразовании женских общин в монастыри и о создании новых общин и монастырей за 1880–1900 гг., для этого были просмотрены все номера «Церковного Вестника», выпущенные за 1880–1890 гг., и ежегодные указатели к «Собранию узаконений и распоряжений правительства» за 1890–1901 гг. 3) Все статьи и заметки, в которых имелись сведения о пяти женских общинах Пензенской епархии, преобразованных в монастыри за 1880–1890 гг. Для получения этих сведений были просмотрены все номера «Пензенских Епархиальных Ведомостей» за 1867–1900 гг. 4) Всеподданнейшие отчеты оберпрокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева по Ведомству Православного Исповедания за 1878–1894 гг. Кроме вышеназванных источников, в работе использованы материалы дореволюционных справочников (проблема соотношения роста общего количества женских и мужских монастырей и роста общего количества насельников женских и мужских монастырей между собой). После церковной реформы Екатерины II 1764 г. в Российской Империи осталось 318 мужских и 67 женских монастырей . В 1890 г. мужских монастырей было 496, а женских — 228 . За 126 лет общее количество женских монастырей выросло на 161 монастырь, а мужских — на 178 монастыря, таким образом, общее число женских монастырей увеличилось в 3.1 раза, а мужских — в 1.5 раза . Рост количества женских монастырей происходит не равномерно: с 1764 г. до 1840 г. в среднем каждое десятилетие появлялось 6.5 женских монастырей, с 1840 г. по 1880 г. каждое десятилетие появлялось около 14 женских монастырей. А за последние два десятилетия XIX века появилось 123 монастыря, из которых 60 монастырей — за 1880–1890 гг. и 63 — за 1890–1900 гг. За последующие восемь лет XX в. появилось еще 57 женских монастырей . Очевидно, что основной рост числа женских монастырей приходится на конец XIX века и на начало XX, и был связан, вопервых, с изменением церковной политики правительства, а, вовторых, — с социальными последствиями реформ Александра II. Изменения, произошедшие в церковной политике, были связаны с назначением нового Оберпрокурора — К. П. Победоносцева. Впрочем, методы воплощения в жизнь его новых идей оказывались не новаторскими, поскольку Оберпрокурор использовал традицию, уже сложившуюся до него. Основной целью К. П. Победоносцева было возрождение религиозности русского общества, для чего требовалось вернуть былое уважение к Церкви, повысить авторитет ее проповеди. Для достижения поставленных задач, в первую очередь, необходимо было улучшить материальное положение Церкви. Особое место в политике К. П. Победоносцева занимали монастыри и женские общины; во всеподданнейшем отчете Императору за 1881 г. он пишет: «Высокая нравственная задача иноческих обителей усиливается их служением делам человеколюбия и благотворения, которая выражается в учреждении и содержании больниц и богаделен, приютов и школ. Посему благоустроение обителей является делом весьма важным и на этот предмет обращается заботливое внимание как Святейшего Синода, так и епархиальных преосвященных. Внешнему благоустроению обителей много содействует православный народ и ревнители церковного благолепия своими приношениями» . Издание Высочайшего Утверждения 9 мая 1881 г. «О сокращении круга дел, представляемых Святейшем Правительствующим Синодом на разрешение и утверждение Его Императорского Величества» существенно упростило систему создания новых монастырей. По 5 пункту «Утверждения» Св. Синоду предоставлялось право учреждать мужские и женские монастыри, а также женские общины без назначения оклада содержания от казны . Последствия этого указа прямо сказались и на количестве создаваемых новых женских монастырей и на количестве создаваемых штатных женских монастырей. Если за 40 лет (с 1840–1880 гг.) количество новых штатных и новых заштатных женских монастырей приблизительно равнялись друг другу (заштатные монастыри составляли 53.57 % от общего числа новых женских монастырей), то за 1880–1890 гг. на 100 % новых женских монастырей приходится 78.4% заштатных монастырей . При этом предпочтение в создании нового монастыря отдается преобразованию женской общины в монастырь; на 100 % новых женских монастырей, созданных за 1880–1890 гг., 68.4 % приходится на преобразованные женские общины, а за 1890–1900 гг. — 88.9 % . Эти цифры говорят о том, что женской общине отводится особенная роль в создании нового монастыря. Естественно, монастыри создавались не по инициативе сверху, а по потребности снизу. Рассмотрим темпы роста количества насельниц. За 1881–1889 гг. в новые обители в среднем в год поступало по 18–19 человек, при этом основной рост числа насельниц приходится на момент преобразования общины в монастырь. За последующие 18 лет (1889–1907) поток новых послушниц сокращается и доходит уже до 3.5 человек в год . Это сокращение связано с тем, что с 13 марта 1893 года епархиальным архиереям предоставили право увеличивать сверх существующих штатов число монашествующих в архиерейском доме и в штатных мужских и женских монастырях, имеющих собственные средства содержать монашествующих лиц сверх назначенным для них по штатам и в которых, смотря по местной обстановке, возникает потребность в таком увеличении . Создание обителей преимущественно из женских общин приводило к тому, что новые монастыри уже имели некоторый капитал и земельные владения, которые позволяли им развиваться и принимать новых послушниц, а не заниматься сбором средств для собственного обеспечения. Благоустроенность новых монастырей давала возможность заниматься благотворительностью и повышала действенность проповеди нового монастыря. Такие обители уже имели насельниц достойных монашеского пострига и готовых быть наставницами молодых послушниц. Женская община преобразовывалась в монастырь на определенных условиях: 1) большинство общин становилось заштатными монастырями; 2) община преобразовывалась в монастырь «по вниманию к ее внутреннему благоустроению»; 3) «на том условии, чтобы новый монастырь ни пособий от казны, ни книг для сбора доброхотных подаяний не просил»; 4) «с условием, что при общине будет устроено благотворительное или учебное заведение». Большинство женских общин включались в число заштатных монастырей. Из 100% преобразованных в монастыри женских общин за 1880–1890 гг. 95% являются заштатными монастырями . При исследуемом 41 монастыре по состоянию на 1907 г. существовали следующие учебные и благотворительные заведения: школы — 32 (из них для мальчиков — 5; для черемисов и инородцев — 3; с общежитием — 3), приюты — 13 (из них для мальчиков — 1), богадельни и странноприимные дома — 15, больницы — 4 (из них с аптекой — 1). Неизвестны данные о благотворительных и учебных заведениях по 6 монастырям, возможно, таковых учреждений при этих монастырях вообще не было . Кроме содержания вышеуказанных заведений, монастыри участвовали в благотворительных акциях епархии и посылали свои взносы на развитие школ, в помощь раненым воинам и т. д. Например, во время голода в 1891–92 гг. в Пензенской епархии монастыри открывали благотворительные столовые и выдавали хлеб нуждающимся на дом, открывали новые места в богадельнях. Многие монастыри содержали за счет обители священника монастырского храма. Лишенные государственного пособия монастыри существовали за счет капитала и земельных наделов, пожертвованных учредителями. Кроме пожертвований, существенным доходом был труд сестер обители. Именно эти источники дохода давали возможность монастырям активно заниматься благотворительностью. Величина земельных наделов была разной, но в целом не очень большая. Данные о земле имеются по 35 из 41 монастыря . При этих 35 монастырях находилось 23457 десятин (2565.3 га) земли, из них пахотной — 10910 десятин (11924.6 га) земли, то есть 46.5 % от всей земли. При этом минимальный земельный надел составляли 60 десятин (65.58 га) по общей земле и по пахотной, а максимальный земельный надел составлял 3413 десятин земли (3730.4 га) и 2588 десятин (2828.7 га) соответственно. 29 из 35 монастырей имели надел менее 1000 десятин земли (1093 га). Земли на монастыри жертвовались всеми социальными слоями населения Российской Империи. В процентном отношении расклад такой: нет данных — 19 %; на дворянской земле — 37 %; на купеческой — 13 %; на крестьянской — 11 %; на старомонастырской — 9 %; на земле городских обществ — 9 %; на земле местных жителей — 2 %. Среди дворян минимальный земельный надел, пожертвованный на монастырь, составил 30 десятин (32.79 га), максимальный — 705 десятин (770.6 га) земли; минимальный надел, пожертвованный крестьянами, составил 5 десятин (5.465 га), а максимальный — 300 десятин земли (327.9 га); среди купцов минимальный надел составил 25 десятин (27.325 га), а максимальный — 1420 десятин земли (1552 га) . При упоминании источников доходов общины или монастыря редко встречается указание на суммы, которые лежат для обители в банке, чаще говорится о земле. Это может быть свидетельством того, что в основном обители жили за счет земли. Поэтому данных о неприкосновенных капиталах монастырей мало. Всего есть информация по 12 монастырям из 41. Крупные суммы чаще всего жертвовали купцы. Минимальный капитал, пожертвованный купцами, составил 3.000 руб., а максимальный — 120.000 руб., средний вклад составляет 32647.3 руб., а всего купцами было пожертвовано 293.826 руб. на 8 общин, что составляет 66.7% . Среди дворян минимальный капитал составил 1000 руб., а максимальный — 100.000 руб., средний вклад составил 30.250 руб., а всего дворянами было пожертвовано 121.000 руб. на 4 общины . Кроме этого, есть данные, что помимо купцов, на одну из указанных 12 общин пожертвовали сумму денег местные крестьяне черемисы в количестве 7.700 руб. , а на другую, помимо вкладов купцов, Нижегородский Преосвященный Макарий — 38.000 руб., из которых 35.000 руб. было пожертвовано на приют для детейсирот . Кроме дохода от земли, благотворений и процентов с неприкосновенного капитала, существенным доходом общин и монастырей был труд сестер обители. В конце XIX в. существовало множество различных промыслов, которыми занимались насельницы монастырей. При монастырях имелись различные мастерские: живописные, иконописные, портновская, малярная, золотошвейная, рукодельная, а также лавки для продажи пищевых продуктов, иконок и рукоделия. Статьи дохода монастырей дополняли суммы, полученные за сдачу в аренду земель общины или монастыря. Общины, а в дальнейшем монастыри имели много статей дохода, и по результатам их деятельности можно судить, что они оказывались весьма состоятельными. При подробном описании некоторых общин и монастырей упоминаются не только деревянные и на каменном фундаменте дома, но и каменные храмы и многоэтажные корпуса для сестер. А каменное строительство было достаточно дорогим. Кроме этого, многие обители арендовали земли у крестьян или городских обществ. Монастыри в конце XIX в. в Российской Империи имели множество социальных обязанностей и играли значительную роль в развитии тех институтов, которые в наше время называют институтами социальной помощи — приюты для малолетних, приюты для более взрослых детей, богадельни для призрения пожилых и безродных стариков и стариц, бесплатные школы для детейсирот и детей из малоимущих семей, благотворительные столовые. Новые монастыри не были бедными, поэтому вполне могли выполнять все выше перечисленные социальные функции, но, к сожалению, излишнее богатство не всегда идет на пользу монастырю, как и широкая общественная деятельность. В конце XIX в. монастыри стали более государственным учреждением, занимающимся благотворительностью, нежели духовным центром и институтом Церкви. На фоне резкого роста женских монастырей практически не появляются новые мужские монастыри и не увеличивается количество насельников. В 1890 г. на один мужской монастырь в среднем приходится 30 человек, а на один женский — 120 . В 1907 г., если сравнивать количество монашествующих по мужским и женским обителям, в среднем четырем монахам соответствовало одиннадцать монахинь . Кроме резкого роста количества насельниц, происходит омолаживание монастырей, так как средний возраст насельниц не превышал 30–35 лет. Например, средний возраст насельниц в ПараскевоВознесенской женской общине в 1881 г. равнялся 33 годам . Основными насельницами монастырей были крестьянки, что неудивительно, поскольку крестьяне составляли 77.1 % населения Российской империи. Крестьянок в исследуемом монастыре было больше, чем должно было быть. По данным епархиальной статистики, на 100 сестер 93 должны быть из крестьян, 5 — из мещан, 1 — из дворян, 1 — из лиц духовного звания . Реально же на 151 сестру 145 из крестьян, 4 из мещан, 1 из дворян, 1 из духовного звания . Мы видим, что крестьянок было в 1.5 раза больше, а представительниц других сословий — в 1.5 раза меньше, чем должно быть по сословному раскладу в епархии. Показательными являются данные о грамотности сестер общины. Представительницы дворянского сословия были грамотными, поскольку образование оказывалось для них вполне доступным, представительницы духовного сословия также имели возможность научиться не только читать, но и писать. Полуграмотными или неграмотными являлись представительницы крестьянского сословия, причем последние, скорее всего, читать обучались в общине. В ПараскевоВознесенской женской общине Пензенской епархии : неграмотны — 41 % сестер; читают — 53 % сестер; читают и пишут — 6 % сестер. На основе вышеприведенных данных, можно утверждать, что основной прирост насельниц в монастырях происходил за счет увеличения числа крестьянок, поступающих в монастыри. Происходило это вследствие того, что после освобождения крестьян по реформе Александра II многие крестьяне ушли в город. Изменилась экономическая ситуация в деревне, крестьяне были освобождены от крепостного права, но вековые традиции на селе от этого не изменились и оказались сильнее реформы. Для того чтобы найти свое место в новом обществе, крестьянки, которые не смогли устроить свое будущее, организовывали женские общины или монастыри, или уходили в уже существующие обители. Проведенное исследование показало, что подробное изучение данных статистики о жизни русских монастырей поможет заполнить белые страницы не только в истории Церкви, но и в социальной истории России, в истории развития благотворительных учреждений. На основе точных и подробных данных о владениях российских монастырей и их благотворительной деятельности можно показать реальную роль монастырей в общественной жизни конца XIX–начала XX веков. Данные о состоянии образования в монастырях, объеме их общественного служения и материального благосостояния, а также о количестве новых послушниц за ряд лет объясняют, почему при видимом росте количества монастырей и монашествующих не только снижается уровень грамотности, но и духовный уровень монашествующих. Приведенная статистика частью объясняет причины столь массового отступления от веры и страшных гонений на Церковь в годы советской власти. Данные по социальному составу обителей, по общественному положению жертвователей и благоустроителей монастырей и женских общин отражают экономическое состояние сословий в Российской Империи в исследуемый период. Даже простые жизнеописания создателей монастырей и их настоятелей и настоятельниц могут добавить в русской истории много новых фактов. На примере социальной структуры женских монастырей можно проследить социальноэкономические последствия реформ Александра II. Дальнейшее глубокое изучение всех доступных статистических данных и их динамики по монастырям Российской Империи, как женским, так и мужским, необходимо, как необходимо и создание подробных справочников по истории русских монастырей, более точных и подробных, чем изданные до революции. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|