Христианство на британских островах |
Автор: Иванова Е. А.Христианизация британских островов в I-VII в.Британия и Ирландия находились на западной окраине Римской империи. Становление христианства на этих островах происходило в течение нескольких периодов, отчасти связанных с гражданской историей. I период: I–IV вв. — Британия под римским владычеством. II период: V–VI вв. — начало переселения из Европы языческих германских племен англов, саксов, ютов. Кельтское население вынуждено мигрировать в отдаленные районы на запад и север Британии. В это время в христианство обращаются народы Ирландии, Шотландии и Уэльса. Британия и Ирландия находились на западной окраине Римской империи. Становление христианства на этих островах происходило в течение нескольких периодов, отчасти связанных с гражданской историей. I период: I–IV вв. — Британия под римским владычеством. II период: V–VI вв. — начало переселения из Европы языческих германских племен англов, саксов, ютов. Кельтское население вынуждено мигрировать в отдаленные районы на запад и север Британии. В это время в христианство обращаются народы Ирландии, Шотландии и Уэльса. III третий период: VII–1 четв. VIII в. — просвещение англосаксонского народа и начало становления Древнеанглийской церкви.Теперь подробнее о каждом из этих периодов. Начальный период беден письменными свидетельствами. Однако о христианах в Британии есть упоминания у Тертуллиана и Оригена. Первым святым Британии стал Албаний, который пострадал во время гонения при Диоклетиане. Албаний укрыл у себя священника, который обратил его в христианство . Под определением Арльского собора (314 г.) были подписи трех британских епископов: Эбория Йоркского, Реституда Лондонского, Адельфия Линкольнского, что указывает на существование управления в Британской церкви. Британские епископы не принимали участия в I Вселенском соборе, но свт. Афанасий Великий указывает на то, что Британская церковь приняла Никейские постановления. Британские епископы участвовали на соборе в Аримине в 359 г., находясь на денежном содержании правительства Констанция. Таким образом, можно утверждать, что среди кельтского населения Британии было немало христиан в начальный период, который закончился с уходом римлян из своих британских владений. В 449 г. германские племена англов, саксов и ютов высадились на берегах острова Танет. Завладев большей частью Британии, они основали здесь семь королевств. Англия, как была переименована завоевателями Британия, оставалась языческой страной на протяжении второго периода вплоть до 597 г. В этот же период началось просвещение светом Христовой истины народов Ирландии, Шотландии и Уэльса. Еще в 431 г. папа Целестин послал епископа Палладия с четырьмя другими миссионерами в Ирландию. Палладий нашел там несколько христиан, не объединенных в общину; вскоре он уехал в Северную Шотландию, где и умер. Собственно апостолом Ирландии был Патрик, происходивший из Римской Британии. В юношестве он был похищен и увезен в северную Ирландию. Плен стал для него средством духовного преображения. Через 6 лет, вернувшись на материк и получив образование в монастырях Мармуты и Лерин, Патрик принимает решение уехать обратно в Ирландию. После смерти Палладия и посвящения в Галлии во епископа он весною 432 г. отправился в путь. Его миссия сосредотачивалась в западной и северной Ирландии, где никогда не было проповедано Евангелие. Знание языка и обычаев страны помогли ему во время проповеди. Основанный им монастырь Армаг стал со временем митрополией Ирландии. Патрик наладил отношения с Британскою и Галльскою церквями, и первоначально духовенство избиралось из их среды, а с усилением Ирландской церкви — из ирландцев. Просвещение страны довершили монахи основанных Патриком монастырей, и уже в первой половине VI в. вся Ирландия была христианскою. Организация ирландского общества имела свои особенности, которые оказали влияние на формирование структуры Церкви. Основой общества в Ирландии был род, и христиане получали земли для строительства храмов и монастырей от главы рода. Монашество становится в центре христианской жизни Ирландии. Как правило, настоятель монастыря или авва одновременно был и епископом, руководившим жизнью христиан данного рода. Так создались своеобразные монашеские церкви, не связанные друг с другом, подобно тому, как родовой клан Ирландии был независим от другого клана. В этот период в монастырях Ирландии и Шотландии создавались школы, в которых изучали греческий и латинский языки, арифметику. Апостолом Шотландии был современник Патрика — Ниниан. Он начал свою проповедь в 412 г. и обратил в христианство жителей северной Британии — южных пиктов. Его деятельность среди пиктов упоминается в письмах Патрика Ирландского. Основанное Нинианом поселение, позже переименованное англосаксами в Витхорн, стало центром монашества, из которого вышли в VI в. многие миссионеры. Между тем в политической жизни Британии произошли перемены, имевшие большое влияние на распространение в ней христианства. Кельтские племена, теснимые завоевателями, нашли пристанище в горах Уэльса и Корнуолла. Святым покровителем Уэльса стал почитаться свт. Давид (520–588 гг.). Во время посещения Святой Земли он был посвящен в архиепископа патриархом Иерусалимским и по возвращении в Уэльс стал вдохновителем и организатором монашества, что привело к открытию многих храмов и монастырей. За молчаливость, самоотверженный труд, глубокое смирение и воздержание Давида называли «the water drinker» — «тот, кто пьет только воду». Умер он в 588 г. Его последние слова были: «Радуйтесь и держитесь веры [христианской]. Выполняйте то немногое, что вы могли увидеть и услышать от меня» . Давид был канонизирован папой Каллистом в 1120 г. Христианизацию Шотландии в VI в. продолжил современник Давида — Колумба, представитель королевского рода Ирландии. Он жил в различных монастырях, где изучил Священное Писание и получил сан пресвитера. Затем основал два своих монастыря — в Дерри (546 г.) и Дарроу (553 г.). Изза ссоры с королем Диармайдом он был осужден на соборе в Телтауне, по приговору должен оставить родину и загладить свою вину миссионерским подвигом. В 563 г. Колумба оставил Ирландию и вместе с 12 спутниками высадился на берегу острова Йона вблизи берегов Шотландии. Здесь он основал свой знаменитый монастырь, в котором иноческая жизнь отличалась большой строгостью. Устав, приписываемый Колумбе, требовал полного самоотречения и послушания авве. Свою миссионерскую деятельность Колумба начал среди северных пиктов. В 565 г. он отправился в ЛохНесс к королю Бруде, крестил его и вскоре основал в северной части Шотландии много монастырей и церквей. В 584 г. началась миссия Колумбы среди южных пиктов, которая имела громадный успех и продолжалась до его смерти в 591 г. Параллельно с проповедью ирландских миссионеров в Нортумбрии в конце VI в. начала действовать и римская миссия. Переселение в Британию языческих германских племен — англов, саксов, ютов — привело к тому, что к концу VI в. Британия стала восприниматься как варварская страна. После 600 г., когда завоевание в основном закончилось, образовался ряд мелких англосаксонских королевств. В результате борьбы между ними сложилось семь наиболее значительных: Эссекс, Суссекс и Уэссекс —саксонские, Нортумбрия, Мерсия и Восточная Англия — королевства англов и, наконец, ютский Кент (поэтому VII–VIII вв. историки называют эпохой семикоролевья или эпохой гептархии). Папа Григорий I Великий (590–604 гг.) отправил в Англию группу миссионеров во главе с Августином, настоятелем монастыря св. Андрея. Они прибыли на юг Англии в королевство Кент в 597 г. Бескорыстие и строгая жизнь пришедших пресвитеровчужестранцев были признаны и оценены жителями королевств, число желающих принять крещение умножалось. Счастливый результат начальной деятельности побудил Августина отправиться в Галлию, где он получил посвящение во епископа от викария папы, архиепископа Арльского. В то же время Августин отправил к папе пресвитера Лаврентия, вместе с которым прибыли в Кент в 601 г. новые миссионеры из Рима, и были получены книги, мощи, священные сосуды. Свт. Григорий Великий руководил делом миссии с благоразумием и осторожностью. По его указанию не разрушались языческие храмы, но становились христианскими церквями, уничтожению подверглись лишь языческие идолы; обеды из жертвенного мяса не были запрещены, но удержались как трапезы благодарения, по роду агап. Августину была предоставлена свобода в принятии галльских или других литургических обычаев. Среди его клира были и женатые священники и диаконы, хотя и в незначительном количестве. Григорий Великий решил открыть кафедры в Лондоне и Йорке и назначил двух митрополитов, каждого с 12ю викарными епископами. Августин должен был пожизненно оставаться первым среди епископов, поэтому он основал свою кафедру в столице Кента — Кентербери, наиболее цивилизованной и христианизированной в англосаксонском королевстве. Были построены кафедральный собор и монастырь свв. Петра и Павла, впоследствии переименованные в честь св. Августина. Город Кентербери стал центром, из которого распространялось влияние Римской церкви, и одновременно центром классической латинской учености и образования. В Кентербери была основана школа, где преподавали архиепископ Августин и его спутники. Латинский язык стал одним из языков Британии, языком ее богослужения, письменности и литературы. Миссия Августина возобновила союз древней Британии со странами Европы, а вместе с христианством вернулись литература и искусство, исчезнувшие от меча английских завоевателей. Однако за семь лет своего апостольства Августину не удалось достигнуть объединения с христианамибриттами изза их отдаленности от англосаксонского народа и привязанности к кельтским обычаям. Прибытие в Англию Августина, заложило основы Древнеанглийской церкви и поставило ее в непосредственную связь с Римом. Город Кентербери становится религиозной столицей народа англов и кафедральным городом примаса всей Англии (архиепископ Кентерберийский называется примасом и митрополитом всей Англии и по достоинству чести следует непосредственно за королем и его семьей). После смерти Августина в 604 г. вторым архиепископом Кентербери стал Лаврентий, прибывший в Кент в составе первой миссии в 597 г. Во время его пребывания на кафедре было несколько попыток возвращения к язычеству. По преданию, он был удержан в Англии только сном, в котором он был наказан св. Петром. После смерти Лаврентия в 619 г. кафедру наследовал Меллит, который был в 604 г. посвящен Августином во епископа восточных саксов. В Лондоне, столице королевства Эссекс, после крещения короля Сигеберта была основана епископия, и построен кафедральный собор св. Павла. Но возвращение саксов к язычеству заставило Меллита оставить Лондон и бежать в Галлию. Вернувшись через год, он оказался не в состоянии восстановить авторитет Церкви среди восточных саксов, которые не хотели оставить языческие обычаи. На кафедре в Кентербери он находился пять лет до своей смерти в 624 г. Кафедру наследовал Юст, четвертый архиепископ в Кентербери. Первым просветителем Нортумбрии был Паулин. Посвященный во епископа Юстом 21 июня 625 г. он отправился на север как священник принцессы Этельбурги, женыхристианки короля Нортумбрии Эдвина, который принял крещение два года спустя. Паулин основал кафедру в Йорке и оттуда осуществлял многочисленные поездки на север, проповедуя и совершая крещение. Новое обращение народа к язычеству заставило вернуться Паулина в Кент. Впоследствии миссионерами Нортумбрии стали представители Кельтской Церкви — Айдан и Катберт. Король Нортумбрии Освальд (634–642 гг.) получил воспитание у ирландских монахов на острове Йона, и при своем вступлении на престол призвал к себе миссионеров из монастыря. Первый проповедник, прибывший по его зову, не имел особенного успеха. Возвратясь в миссию, он объявил, что среди такого упорного и варварского народа, как народ Нортумбрии, успех невозможен. «Их ли упорство или твоя строгость тому виной? — заметил ему присутствующий при этом монах Айдан. — Разве ты забыл слово Божие, что надо дать им сперва млеко, а потом и мясо?» Тогда все увидели в говорившем человека, наиболее способного исполнить оставленную миссию, и Айдан отправился в Нортумбрию. Посвященный в 635 г. в епископа, он основал кафедру на острове Линдисфарн. Вскоре из монастыря, давшему этому островку название Святого острова, монахи разошлись по языческим королевствам Древней Англии. Нередко, когда миссионеры проповедовали слово Божие, сам король был для них переводчиком. Айдан также ходил пешком по Нортумбрии, проповедуя Евангелие. За свою равноангельскую жизнь святой был наделен даром чудотворения. Известная нортумбрийская легенда повествует, как по молитве Айдана во время осады города Бамбурта королем Мерсии Пендой ветер изменил направление и погнал пламя на войско осаждавших. Город был спасен. Айдан умер в 651 г., а уже в 664 г. были открыты его мощи. Вторым епископом Линдисфарна стал Еата. Но слава Катберта, анахорета и епископа, затмила в Нортумбрии славу других миссионеров. В 651 г. Катберт пришел в монастырь Мельроз, который находился в подчинении у Линдисфарна. Его наместник Бойзил, один из учеников Айдана, стал учителем Катберта, вскоре проявившего свое усердие в служении Богу. Он занялся проповеднической деятельностью, посещал отдаленные горные деревушки, которые избегали другие проповедники изза грубости жителей. Его терпение, кротость в обращении и дар чудотворений удивляли нортумбрийцев и обращали ко Христу. Когда епископ Еата открывал новый монастырь в Рипоне, он назначил настоятелем Бойзила, а гостиничником — Катберта. Но вскоре после смерти Бойзила изза эпидемии Катберт становится настоятелем в Рипоне, а затем и в Мельрозе. В 676 г. Катберт стал отшельником и поселился на небольшом острове в девяти милях от Линдисфарна. Слава о его аскетических подвигах была так велика, что люди приходили издалека, чтобы получить его совет. В 685 г. после смерти Еаты Катберт был поставлен епископом Линдисфарна, где оставался до своей смерти в 687 г. Первым епископом двух королевств — Мерсии и Восточной Англии — стал Кеадда, ученик апостола Нортумбрии Айдана. После гибели языческого короля Мерсии Пенды в 655 г., мерсийцы и их король обратились ко Христу. Однако на восточном берегу королевства, в дикой болотистой стране, еще держалось язычество. Здесь Гутлак — юноша из королевского рода Мерсии — искал убежища от мирской суеты. С 15 лет Гутлак поступил на военную службу, и его карьера обещала быть успешной, а девять лет спустя, оставив службу, он дает монашеские обеты в монастыре Рептон. Однако его аскетизм пробудил неприязнь братии, и, научившись в монастыре церковному пению и чтению, Гутлак поселился на острове Кроулэнд. Вступив на путь анахорета, он провел остаток жизни в созерцании и духовной брани. Многие люди стремились получить его совет, в том числе и Этельбальд, ставший королем Мерсии. Известность Гутлака была так велика, что уже через два года после его смерти на его могиле был устроен крупнейший монастырь Кроулэнд. Постепенно труд миссионеров начинал приносить свои плоды, и язычество отступало. Но особенностью Церкви в первой половине VII в. явилось отсутствие организации. Первые миссионеры Англии, чужестранцы в стране язычников, по необходимости держались двора королей, которые первыми принимали крещение, и за их обращением следовало обращение народа. Появление короляязычника вызывало возвращение народа к язычеству. Поэтому английские епископы были сначала только королевскими капелланами, и их епархия совпадала естественным образом с королевством. На протяжении VII в. и вплоть до 20х гг. VIII в. на территории Англии существовали две церковные традиции, условно называемые кельтской и римской. Их различия касались церковного обряда (ношение тонзуры, празднование Пасхи). Распространение римской церковной традиции шло с юга на север, но в 40х гг. VII в. на севере Англии начинают деятельность миссионерыирландцы, вновь привнося кельтскую традицию. В Нортумбрии, расположенной на севере Англии, было наиболее очевидно противостояние двух течений. Решающую роль в духовной жизни Англии сыграли два события: собор в Витби в 663 г. и прибытие в Англию нового архиепископа Кентерберийского — уроженца Тарса Киликийского — Феодора. Противостояние кельтской и римской традиции препятствовало укреплению христианства на Британских островах, поэтому собор в Витби после тщательного исследования и обсуждения двух традиций высказался в пользу одной — римской, предписывая всем христианам Англии ее придерживаться. В 669 г. в Англию прибыл новый архиепископ Кентерберийский Феодор. Хотя ему было уже 67 лет, он энергично принялся за устройство Церкви, которую нашел в большом беспорядке. Кроме создания нескольких новых епископий, Феодор старался распределить епархии таким образом, чтобы они совпадали с существующими родовыми подразделениями. Он ввел григорианское пение, старался поднять дисциплину среди духовенства, заботился о распространении светского и духовного образования. В 673 г. в Хертфорде Феодор созвал Первый собор единой Древнеанглийской церкви, на котором были приняты девять правил по организации Церкви. На следующем соборе в Хатфильде в 680 г. был составлен свод правил для Древнеанглийской церкви. Феодору приписывается пенитенциарий — покаянный канон, имевший большое значение для Западной Церкви. Его школа в Кентербери, где изучали греческий и латинский языки, философию и другие науки, стала крупнейшим центром образования. Таким образом, Древнеанглийская церковь по своей внешней форме явилась созданием Феодора. Период формирования Древнеанглийской церкви, давшей миру множество подвижников благочестия, отличается рядом особенностей. Вопервых, существование двух церковных традиций, кельтской и римской, на протяжении VII в. и в начале VIII в. Вовторых, сочетание аскетизма и анахоретства с высокой степенью культуры в раннем христианстве Ирландии и Англии. Наконец, духовный потенциал Ирландской церкви дал большое количество миссионеров не только для Британских островов, но и для стран Западной Европы. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|