Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Латинская православная церковь
Автор: Гаврилин А. В.

Положение латинской православной церкви в 20-30х г. ХХ в.

В истории Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ) в 1920–1930х гг. можно выделить три периода: 1) 1920–1926 гг. Этот период характерен образованием структур управления Церкви, получением ЛПЦ самостоятельности в административных, хозяйственных и образовательных делах, в отношениях с государством. Это и период гонений против ЛПЦ со стороны органов государственной власти. 2) 1926–1936 гг. В этот период нормализуются отношения Церкви с Латвийским государством, стабилизируется духовное, моральное и материальное положение ЛПЦ.

В последние три года этого периода возрастает давление на ЛПЦ со стороны Министерства внутренних дел Латвийской Республики, которое особенно усилилось после трагической кончины архиепископа Иоанна (Поммера). 3) 1936–1941 гг. В этот период прерывается каноническая связь ЛПЦ с Московским Патриархатом, и Церковь переходит в юрисдикцию Константинопольской Патриархии. Церковное управление тесно сотрудничает с государственными органами власти и появляется известный разрыв между церковным управлением и приходами. Этот период заканчивается 28 марта 1941 г., когда глава ЛПЦ митрополит Августин (Петерсон) принес покаяние и тем самым ЛПЦ вернулась в юрисдикцию Московской Патриархии.
В 1920 г. в Латвии проживало 138803 православных, что составляло 8,7 % всех жителей Латвии. В 1930 г. православными признавали себя 169625 человек или 8,9 % всех жителей Латвии. В 1935 г. в Латвии проживало 174389 православных. В 20–30х гг. постепенно сокращалось количество православных латышей, однако стабильно возрастало количество православных русских, белорусов, представителей других национальностей . Более половины всех православных проживали в Латгалии (Восточной Латвии). В Видземе (Центральной Латвии) местом компактного проживания православных был Мадонский уезд, в четырех волостях которого православные составляли большинство населения. В Курземе (Западной Латвии) только в одной волости — Мерсрагской, православные составляли более 10% (10,56 %) населения волости.
29 декабря 1920 г. Синод ЛПЦ разделил 120 православных приходов Латвии на 10 благочинных округов. Позднее происходили различные изменения в размерах благочинных округов и их названиях. В конце 1940 г. на территории Латвии были следующие благочинные округа: Рижский (37 приходов), Елгавский (13 приходов), Курземский (8 приходов), Эрглийский (12 приходов), Даугавпилсский первый (14 приходов), Даугавпилсский второй (8 приходов), Резекненский (10 приходов), Лудзенский (11 приходов), Вилякский (15 приходов), Карсдабский (17 приходов), Валмиерский (12 приходов) и единоверческий (7 приходов) .
С образованием 18 ноября 1918 г. независимого Латвийского государства приходы Рижской епархии остались без духовного и административного центра. Ситуация еще более осложнялась тем, что последний управляющий Рижской епархией епископ Ревельский Платон (Кульбуш) в январе 1919 г. был зверски замучен большевиками, поэтому епархия осталась без главы. Чтобы восстановить церковную жизнь, оставшиеся в Латвии священники совместно с православными мирянами провели несколько совещаний (в 1919 г. в Берзауне, в январе 1920 г. в Марциене), на которых было решено собрать в феврале 1920 г. в Риге собрание представителей всех православных приходов Латвии. Центральным вопросом этого собрания, которое состоялось с 22 по 27 февраля 1920 г., был вопрос о дальнейшем статусе Православной Церкви на территории Латвии. Большинство делегатов выступило за то, что ЛПЦ будет самостоятельной и независимой в административных, хозяйственных вопросах, в отношениях с государственной властью Латвийской Республики, а в иерархическом отношении будет продолжать поддерживать духовную связь с Московским Патриархатом. Февральское собрание избрало также Синод ЛПЦ . Однако после окончания собрания представители Рижского Вознесенского латышского прихода обратились в департамент Духовных дел Министерства внутренних дел Латвии с жалобой на решение февральского собрания, в которой отметили, что «представители русских приходов выступили антигосударственно, выступили против признания независимости и самостоятельности» Церкви. Поэтому приходской совет Вознесенского прихода впредь отказывается поддерживать отношения с приходами, которые «не признают автокефалию Церкви и возносят молитвы за Патриарха Московского» . Использовав эту жалобу как повод, МВД не признало избранный февральским собранием Синод. По распоряжению МВД 25–26 августа 1920 г. было созвано новое собрание представителей православных приходов. Это собрание приняло резолюцию, по которой самостоятельность и независимость ЛПЦ «осуществляется в соответствии с канонами Православной Церкви» . Таким образом, августовское собрание также выступило за сохранение канонической связи с Московским Патриархатом. Это собрание вновь избрало Синод ЛПЦ, который МВД Латвийской Республики 20 ноября 1920 г. официально признал руководящим органом управления ЛПЦ.
Уже на февральском собрании большинство делегатов поддержали предложение пригласить в качестве главы ЛПЦ архиепископа Пензенского и Саранского Иоанна (Поммера). Августовское собрание также поддержало это предложение. Синод ЛПЦ попытался через латвийскую правительственную делегацию на переговорах с РСФСР установить связь с Патриархом Московским и всея Руси Тихоном, однако это не удалось сделать. Второе письмо, отправленное Синодом через Эстонию, Патриарх Тихон получил и переслал его архиепископу Иоанну. Необходимо отметить, что латвийское правительство не оказало никакой помощи архиепископу Иоанну в прибытии в Латвию, так как положение без управления, в котором находилась ЛПЦ, полностью устраивало государственные органы власти. В Ригу архиепископ Иоанн прибыл 24 июля 1921 г. Буквально накануне его прибытия (19 июля) правительство Латвии официально передало резиденцию православного архиерея — Рижский СвятоАлексеевский монастырь Римскокатолической церкви. Когда архиепископ Иоанн в поисках защиты обратился к президенту Латвии Янису Чаксте, последний ответил, что «в латвийских законах нет ничего ни о Православной Церкви, ни о правовой защите этой Церкви. Этого не требуют ни государственные интересы, ни нынешняя политическая ситуация» . В ответ на это архиепископ Иоанн, символизируя гонимое положение Церкви, поселился в подвале Христорождественского кафедрального собора.
24 марта 1924 г. были зарегистрированы, разработанные Синодом «Уставы ЛПЦ». В «Уставах» подчеркивалась дарованная Патриархом Тихоном 19 июня 1921 г. самостоятельность ЛПЦ во всех административных, хозяйственных, образовательных вопросах и в отношениях с государственной властью . Необходимо отметить, что в 20х гг. архиепископ Иоанн и Синод ЛПЦ всегда употребляли слово «самостоятельная», но не автокефальная, то есть действовали полностью в соответствии с церковными канонами. К сожалению, канонично обоснованная позиция ЛПЦ вызывала резко отрицательную реакцию со стороны латвийского правительства, которое считало, что сохранение канонической связи ЛПЦ с Московским Патриархатом означает подчиненность ЛПЦ «Москве». Нежелание Церкви выполнить неоднократные рекомендации и советы со стороны МВД и радикальных кругов латышской общественности объяснялось стремлением ЛПЦ к «Москве», т. е. к старой царской России. В результате на ЛПЦ стали смотреть как на «пятую колонну» внутри Латвийского государства. До 1926 г. у ЛПЦ было отнято 28 храмов, восемь из которых передали другим религиозным конфессиям. Кроме того, здание Рижской Духовной семинарии было передано Латвийскому Университету, здание Духовного училища — Военному училищу, были уничтожены домовые церкви в Рижском замке, в Рижских Александровской и Ломоносовской гимназиях, в Рижском военном госпитале и в Рижской военной тюрьме, православная часовня у Рижского вокзала и др. У ЛПЦ отняли и значительные участки церковной земли. В результате проведения государственной границы Латвии целый ряд пограничных латгальских приходов лишились своих храмов. Если к этому еще добавить 12 православных храмов, разрушенных на территории Латвии во время Первой мировой войны, огромные потери, которые понесла Церковь от эвакуации в 1915 г. церковного имущества, колоколов, утвари, икон и большой группы священнослужителей, станет понятным, что материальному положению ЛПЦ был нанесен существенный урон.
Только после неоднократных, четырехлетних обращений руководства ЛПЦ к правительству с просьбами определить правовой статус Православной Церкви в Латвийской Республике 8 октября 1926 г. Кабинет министров утвердил «Правила о положении Православной Церкви». В соответствии с этими «Правилами» ЛПЦ были даны права юридического лица .
С принятием в октябре 1926 г. «Правил о положении Православной Церкви» ЛПЦ приобретает те же юридические права, которыми уже обладали другие религиозные конфессии. Начинается период стабилизации духовного и материального положения ЛПЦ. Начиная с 1925/1926 бюджетного года ЛПЦ выделяются ежегодные государственные пособия. Размер пособия, выделяемого ЛПЦ, был значительно меньшим, чем пособия Ев.лютеранской и Римскокатолической церквям, однако это пособие позволило регулярно проводить капитальные ремонты старых и даже строить новые (правда, только деревянные) храмы. Благодаря активности приходов и стабилизации правового положения ЛПЦ во второй половине 20первой половине 30х годов ХХ в. удалось развернуть широкие строительные и ремонтные работы, в результате которых во второй половине 30х годов каждый седьмой православный храм Латвии был новоосвященным.
В 1926 г. удалось решить еще один наболевший вопрос — недостаток священников (к 1926 г. в четвертой части всех православных приходов не было постоянных священнослужителей). В 1926 г. была открыта Рижская Духовная семинария, и началась подготовка своих кадров священнослужителей. Реэвакуация в 1927 г. церковного имущества частично решила проблему недостатка церковной утвари (кроме церковных колоколов, большая часть которых вернулась из СССР в Латвию в виде металлолома, т. е. разбитыми или сильно поврежденными). В 1925 г. архиепископ Иоанн был избран депутатом II Cейма, и потом он последовательно избирался депутатом III и IV Сеймов. Благодаря энергичной деятельности главы Церкви и Синода удалось организационно сплотить ЛПЦ. Архиепископ Иоанн никогда не делил православные приходы по национальному признаку, возглавляя всех православных Латвии. Поэтому, будучи сам по национальности латышом, архиепископ Иоанн всегда очень энергично, с тонким тактом защищал интересы национальных меньшинств.
15 мая 1934 г. в Латвии был совершен государственный переворот, в результате которого в стране был установлен авторитарный режим президента Карлиса Ульманиса. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. на архиерейской даче был зверски убит глава ЛПЦ архиепископ Иоанн (Поммер).
После кончины архиепископа Иоанна резко усилился нажим органов государственной власти на Синод ЛПЦ. Целью этого нажима было заставить церковное руководство освободиться от «власти Москвы». Перемену своего отношения к ЛПЦ правительство открыто продемонстрировало сразу же после кончины Владыки, запретив выполнить последнюю волю усопшего — похоронить его в Рижском Христорождественском соборе. Свой запрет Кабинет министров аргументировал тем, что такое захоронение будет «вредным в санитарном отношении». В ответ на это Синод пообещал, что останки Владыки будут захоронены в цинковом гробу в глубокой яме, которая будет залита цементом, однако правительство так и не позволило захоронить архиепископа Иоанна в соборе .
Полтора года МВД не давало своего согласия на созыв Собора Церкви, понимая, что Собор проголосует за сохранение прежнего статуса ЛПЦ. За это время по указке МВД практически полностью был обновлен состав Синода. И новый Синод в августе 1935 г. в нарушение канонов обратился к Патриарху Константинопольскому Фотию с просьбой посвятить нового главу ЛПЦ. 11 ноября 1935 г. Синод ЛПЦ составил прошение Патриарху Фотию о даровании ЛПЦ автономии по образцу Эстонской Православной Церкви. Внезапная кончина Фотия внесла свои коррективы в сценарий, разработанный латвийским МВД. Только 4 февраля 1936 г. новоизбранный Патриарх Константинопольский Вениамин назначил экзарха в Западной и Восточной Европе митрополита Германа своим представителем на Соборе ЛПЦ и даровал Латвийской Православной Церкви (Митрополии) автокефалию. Сторонники покойного архиепископа Иоанна (Поммера) попытались выдвинуть свою кандидатуру нового главы Церкви — протоиерея Иоанна Янсона, пользовавшего уважением и поддержкой большинства духовенства.
Но МВД 7 марта 1936 г. отменило решение Синода ЛПЦ о выдвижении кандидатуры о. Иоанна Янсона, а накануне Собора изменило Уставы ЛПЦ. По новым Уставам выборы епископов, образование новых епархий и другие важные вопросы церковной жизни должны были решаться только с согласия государственных органов власти . Наконец, 10 марта 1936 г. на Вселатвийском Церковном Соборе главой ЛПЦ был избран протоиерей Августин (Петерсон). 29 марта 1936 г. митрополит Герман хиротонисал его в качестве митрополита Латвийского. Таким образом, правительство добилось избрания главой Церкви проправительственно настроенного кандидата.
14 июля 1936 г. был созван новый Собор, который утвердил изменения в Уставах ЛПЦ, внесенные митрополитом Августином. Согласно им, ликвидировалось приходское самоуправление, причт прихода назначался, перемещался или увольнялся главой Церкви и Синодом (ранее такие права имело общее собрание прихода). Синод, а не общее собрание прихода, утверждал теперь размер жалования настоятеля. Последний автоматически считался и председателем приходского Совета .
Еще до своего избрания главой ЛПЦ Августин заявлял, что Православная Церковь в Латвии должна быть национальной (т. е. латышской) «хотя бы в отношении языка» . Идею такой Церкви, отвечающей духу Латвийского государства, митрополит Августин старался претворять в жизнь на протяжении всех четырех лет своего руководства ЛПЦ. Уже в первом своем послании к православным Латвии митр. Августин высказал мысль о необходимости «слияния целей» ЛПЦ и Латвийского государства . Прежде всего, митрополит, несмотря на то, что две трети всех православных составляли не латыши, попытался перевести богослужение во всех православных храмах Латвии на латышский язык. Митрополит с самого начала своего управления отдавал предпочтение латышским приходам. Так, в некоторых рижских храмах наряду с русскими приходами по его распоряжению попытались открыть и латышские приходы. В результате осенью 1936 г. в рижских храмах прошли шумные собрания прихожан, на которых православные Риги обвинили митр. Августина в попытке «отнять у русских церкви» . Попытки митр. Августина перевести богослужение только на латышский язык и увеличить количество латышских приходов не увенчались успехом. Приходское духовенство, даже владеющее латышским языком, на практике не выполняло распоряжение митрополита, понимая, что такими мерами можно только оттолкнуть от храмов большинство прихожан. Если же тот или иной настоятель переходил на латышский язык богослужения, прихожане не посещали такие богослужения, приходя только на службы на церковнославянском языке, или же в поисках «привычной» службы меняли храм.
В декабре 1936 г. Августин распорядился перевести ЛПЦ на новый календарь, одновременно запретив впредь отмечать праздники по старому календарю. Это нововведение тоже вызвало повсеместный протест православных: верующие не посещали храмы в праздники по новому календарю. В результате уже в конце 1936 г. митрополит был вынужден уступить требованиям большинства прихожан и объявить, что «если на местах невозможно провести это решение в жизнь», то он «со своей стороны не будет возражать против отмечания праздников по старому и по новому стилю» . Весь 1937 г. какогото единого порядка следования одному или другому календарю не было. Каждый настоятель сам решал, подстраиваясь под своих прихожан, по какому календарю служить. В итоге на новый календарь перешло только несколько малочисленных латышских приходов.
Авторитарные методы управления митрополита Августина, его попытки реформировать ЛПЦ в соответствии с государственной идеологией режима Карлиса Ульманиса настроили против церковного руководства большинство православных Латвии. После аннексии Советским Союзом территории Латвии летом 1940 г. латвийское православное духовенство потребовало от митрополита Августина принести покаяние Московской Патриархии. Августин долго медлил, однако под нажимом православной общественности Латвии был вынужден весной 1941 г. отправиться в Москву, где 28 марта принес покаяние. Собор ЛПЦ, созванный в апреле 1941 г. с участием представителей Московской Патриархии, лишил Августина сана митрополита. Показательно, что на этом Соборе никто из латвийского духовенства не выступил в защиту опального митрополита. С начала немецкофашистской (20 июля 1941 г.) оккупации Латвии Августин (Петерсон) вновь провозгласил себя главой ЛПЦ в юрисдикции Константинопольской Патриархии. Однако за ним последовала только совсем небольшая группа латышских священников (пять малочисленных приходов). Несмотря на оккупацию, православные Латвии остались верными Московской Патриархии, Патриаршему экзарху Прибалтики митрополиту Вильнюсскому и Литовскому Сергию (Воскресенскому). 15 апреля 1942 г. митрополит Сергий запретил Августину (Петерсону) священнослужение.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >