Собор Православной Церкви |
Автор: Дёпманн Х. Д.Духовные импульсы поместного собора Русской Православной Церкви 1988г.Ко времени празднования тысячелетия Крещения Руси явно противоположные тенденции нашли свое выражение в литературе этого периода. С одной стороны, например, М. С. Корзун в предисловии к своей книги объясняет необходимость критической антирелигиозной полемики тем, что «Русская православная церковь активизирует свою работу в связи с приближающимся 1000летием введения христианства на Руси». Уже заглавие определяет цель книги автора Н. С. Гордиенко «Крещение Руси: факты против легенд и мифов — полемические заметки» . Н. П. Красников, проводя свое антицерковное исследование, утверждает в книге: «Современные богословы стремились привлекательнее представить 1000летие существования Русской православной церкви и роль русского православия в истории нашей Родины, подчеркивали при этом, будто церковь всегда была со своим народом, разделяя с ним бедствия и радости» . И в конце «Введения» замечает: «Раскрытие причин, сущности и механизмов эволюции социальноэтических воззрений русского православия, несомненно, ускорит процесс преодоления религиозных пережитков в сознании и поведении верующих».С другой стороны, тысячелетие Крещения Руси маркирует переход к новым возможностям религиозной жизни в связи с развернувшейся перестройкой и гласностью в бывшем СССР. Об этом свидетельствуют три замечательных международных богословских конгресса Русской Православной Церкви, прошедшие в Киеве (1986), в Москве (1987) и в Ленинграде (начало 1988). Мне кажется, показательным было и внимание, которое оказало множество христианских Церквей во многих странах мира юбилею Русской Православной Церкви. Упомяну только знаменательные богословские конференции в странах немецкого языка. Международный научный симпозиум Евангелической церкви в Германии «Тысячелетие Христианства в России и его мировое значение» , проходивший 7–10 мая 1987 г. в г. Туцинге, в котором приняли участие 12 представителей РПЦ; симпозиум в г. Халле 13–16 апреля 1988 г. «Тысячелетие Крещения Руси. Россия в Европе» ; однодневный научный симпозиум Среднеевропейского Экзархата РПЦ 9 сентября 1988 г. в Берлине (ГДР); и, наконец, симпозиум в г. Зальцбурге 13–15 мая 1988 г. «Тысячелетие христианской Руси» . Этот результат богословского диалога между РПЦ и Евангелической церковью в Германии с 1959 г. и Союзом Евангелических церквей в ГДР с 1974 г. ознаменовал всецерковное признание ценностей Русской Православной Церкви как в истории, так и в настоящем, а также желание оказать Вашей Церкви братскую помощь в сложной ситуации сегодняшнего дня. Приятной неожиданностью явилась встреча Михаила Горбачева с Патриархом Пименом и постоянными членами Св. Синода 29 апреля 1988 г. Под знаком перестройки состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви с 6 по 9 июня 1988 г. в ТроицеСергиевой Лавре . В докладах Поместного собора 1988 г. чувствуются позитивные изменения. В первый раз, — конечно, еще осторожно — могли анализировать проблемы церковной жизни. Невозможно перечислить все новые идеи Поместного Собора, нашедшие свое выражение в выступлениях и дискуссиях. Но мне кажется, что еще более оживленными и злободневными были дискуссии в непубличных заседаниях, о которых сообщают участники . Издатель дискуссии Виктор Попков в предисловии пишет: «Это работа была подготовлена силами нескольких человек, осознающих всю важность Поместного собора в России сегодня и придающих большое значение возможности рядовых членов Церкви знать о той активности и инициативе, которая, пусть слабо, но все же прозвучала в выступлениях Собора». Еще острее, чем в публичных докладах, здесь были ощутимы новые духовные импульсы, поставлены новые задачи, схожие с теми, которые решаются в других Церквах, особенно бывших социалистических стран. Юбилей На вопрос, как следует отметить юбилей тысячелетия Крещения Руси, ответы были следующие. Архиепископ Смоленский КИРИЛЛ сказал: «Эти торжества помогают нам сделать мудрый и спокойный анализ, ответить на вопрос: где мы и куда мы идем. В истории РПЦ было много прекрасного, о чем необходимо говорить. Но, говоря о своей истории, мы должны избавиться от чувства триумфализма, посмотреть реалистично, мудро и спокойно на те проблемы, которые стоят сегодня перед нашим церковным сознанием и перед нашей жизнью». Митрополит Сурожский АНТОНИЙ отметил: «Мы торжествуем сегодня Торжество Православия, но мы должны помнить, что это не торжество православных над другими людьми, это победа Божия над человеческой ограниченностью, это победа Христа над нами. «Вы — свет мира». Каждый верующий должен быть таков, чтобы любой человек, встречая его, поставил вопрос: что же это за человек, что в нем такого, чего ни во мне, ни в моем окружении нет. В этом смысле мы ответственны за отпадение от веры, потому что, исповедуя веру во всей ее евангельской чистоте, мы ею не жили. И я помню, как один протестант сказал, что можно быть еретиком, когда исповедуешь ложную веру, но можно быть еретиком и тогда, когда исповедуешь истинную веру, а живешь в противовес тому, о чем ты говоришь. Мы должны подумать о себе, можем ли мы сказать, что мы православные, или мы можем сказать, что мы только правоверные в самом узком смысле этого слова». Репрессии прошлого Издатель дискуссии замечает: «Тема правдивого осмысления послереволюционной истории нашей Церкви, несмотря на благоприятствующие внешние условия, не получила, к сожалению, должного освещения на Соборе». Были лишь отдельные сообщения. Приведу только один пример. О репрессиях 60х годов упомянул в своем выступлении протоиерей Петр Прялкин (Минская епархия): «Слава Богу, в последнее время наблюдается религиозный и церковный подъем жизни Белоруссии по сравнению с 60ми годами. Это было время, когда закрылись духовные семинарии, Гродненский и Полоцкий женские монастыри, 383 приходских и кладбищенских храма и часовни. Церковные общины лишались своих пастырей, пастыри теряли приходы, многие переходили в другие епархии, некоторые выходили за штат». Перестройка В связи с политическими переменами в стране многие участники Собора говорили о новых возможностях, открывающихся для Церкви, и выражали надежду, что перестройка доберется со временем и до провинции, где она в первое время была мало ощутима. Есть конкретные примеры того, как деятели бывшей системы препятствуют передаче храмов в руки верующих и регистрации новых общин, а строительство новых храмов и реставрация старых связаны с большими трудностями. Мирянин А. А. САВИН из Куйбышевской епархии сказал, что после беседы Святейшего Патриарха с генеральным секретарем Михаилом Горбачевым стали обращать большое внимание на духовнонравственное состояние всего общества. Он обращается к членам Священного Синода: «Я прошу приложить все усилия, чтобы расширить наши возможности влиять на верующих, влиять на наше общество, передать те ценности, которые имеет христианство». Архиепископ Смоленский КИРИЛЛ верно подчеркнул, что перемены в обществе «не могут не касаться и жизни Церкви, потому что Церковь — это часть всего нашего общества. Но внутреннее, духовное в первую очередь, обновление церковной жизни, развитие церковных структур должно идти естественно, спокойно, без создания внутреннего напряже¬ния». С душевной болью говорил митрополит Сурожский АНТОНИЙ о необходимости взаимопонимания между Церковью и обществом: «Мы должны глубоко задуматься над тем, что представляет собой то обмирщенное, обезбоженное общество, в котором мы живем. Обезбоженное либо пассивно, как я в юности был, когда для меня Бог просто не существовал, вражды никакой не было, потому что Его не было для меня; либо активно, когда мировоззрение идет вразрез вере во Христа. Мы должны поставить перед собой вопрос, что в этом обществе есть такого, что нас роднит с ним и делает возможным братский диалог взаимного уважения и любви. И мне кажется, что если всмотреться в любое не христианское или даже безбожное общество, можно найти в нем семена евангельские, потому что за две тысячи лет евангельская истина проникла как дрожжи во все общества. Проникла незаметно, люди не знают, что это евангельская правда, что уважение к отдельной личности, признание неповторимости каждой личности — евангельская истина, не существовавшая до Христа в языческом мире». Архимандрит АЛИПИЙ (Воронежская епархия) подчеркнул необходимость углублять знания в церковной истории: «Мы являемся свидетелями отрадного явления в нашем обществе. В последнее время пробудился небывалый интерес к истории Русской Церкви и к церковным древностям. Но, что парадоксально, этим в большинстве занимаются люди, далекие от Церкви. Они собирают целые коллекции икон, с любовью реставрируют их. И, к нашему стыду, мы, пастыри, очень мало заботимся об этом. Актуальной темой наших разговоров при встречах являются деньги, машины и другие вещи. Конечно, это все нужно, но мы не должны забывать о том, к чему мы призваны». В своем выступлении он привел и конкретный пример: «Священник вынес на праздник икону, исполненную в наших древнерусских традициях, и верующие говорят: вот, уже присоединились к католикам, вынесли католическую икону. Этот факт говорит о том, что люди имеют смутное представление о церковном искусстве, и вина в этом наша, пастырей». Мне хочется добавить, что незнание истории собственной Церкви и предрассудки в представлениях о традициях других Церквей препятствуют взаимопониманию между нами. Пастырство и пастырская этика Кроме доклада Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Ростовского ВЛАДИМИРА обратили внимание на нравственный облик пастыря и в дискуссиях. Подчеркивали, что поведение священнослужителя, не соответствующее требованиям пастырской этики, крайне негативно сказывается на жизни прихода. «Важнейшая обязанность священнослужителя — благоговейное и ревностное совершение богослужения». Особенно важным мне кажется его мнение о том, что непременный долг пастыря — проповедь Слова Божия. «Она должна произноситься за каждым воскресным и праздничным богослужением». Так было со времен древней Церкви, но мы знаем, что это было почти невозможно во время застоя. А. А. САВИН сожалеет, что основная масса верующих религиозно малограмотна и совершенно справедливо отмечает, что для улучшения положения еще недавно просто не было возможности. В заключение он говорит: «Я с болью сердца обращаюсь к вам: отдайте все силы, чтобы возродить Церковь!» Необходимо каждому священнослужителю «искать общения с народом, разъяснять им сущность нашей религии, передавать наши ценности. Очень радуюсь вместе с вами, что в созвездии русских святых появились новые звездочки, которые молятся о нас, чтобы Господь укрепил нашу Церковь, чтобы освободил из того застоя, в котором мы были». В докладе Архиепископа Иркутского ХРИЗОСТОМА также звучала тема нравственности: «Нравственность начинается с воспитания, а воспитание — это и дисциплина. И мне кажется, что сегодня самым существенным недостатком в нашей церковной жизни является отсутствие всякой дисциплины. Наша ответственность повышается в период перестройки и гласности. Наше общество говорит о повышении нравственности, духовности — это говорит светское общество. А что мы можем сказать верующим и неверующим, не только словом, но, прежде всего, своим примером? Если бы мы посмотрели на себя со стороны не глазами священнослужителя, а глазами простого человека, а, тем более, воинствующего атеиста, то мы выглядели бы не лучшим образом». Серьезный вопрос о духовном образовании прозвучал в сообщении Архиепископа Вологодского МИХАИЛА: «Я хочу обратить ваше внимание на проблему проблем. Это — воспитание в наших будущих священнослужителях того особого состояния, которое должно быть присуще каждому христианину во время богослужения, а именно — благоговения. Молитва — это, как мы знаем из элементарного катехизиса, устремление ума и сердца к Богу. Священнослужителям недопустимо привыкать к ремесленническому исполнению своих обязаннос¬тей. Я считаю, что, прежде всего, мы должны воспитывать наших будущих священнослужите¬лей благоговейными молитвенниками. Мы должны воспитывать христиа¬нина, который не забывает, что стоит перед лицом Божиим, и помнит слова, сказанные некогда Моисею: сними обувь с ног твоих, ибо место, где ты стоишь, свято». Наиглавнейшей задачей пастыря видит митрополит Ростовский ВЛАДИМИР заботу о членах собственного прихода. «Вместе с верующими пастырь должен воплощать в жизнь евангельские принципы любви к Богу и ближнему. Благотворительность, забота о больных, нетрудоспособных, престарелых членах общины вытекают из самой сути христианского учения». На слова митрополита Владимира о необходимости пастырской заботы отозвался архиепископ Берлинский, Среднеевропейский экзарх Московского Патриарха ГЕРМАН: «Сейчас как никогда нужна духовническая деятельность среди тех, о которых говорят и мирские, не церковные люди, среди сирот, брошенных своими родителями, и среди самих родителей, которые бросают собственных детей на произвол судьбы и попечение государства, на казарменные условия сиротских домов. Нужна эта деятельность среди заключенных, нужна и среди людей, ушедших на пенсию по состоянию здоровья и не имеющих угла своего. Такие люди находятся в многочисленных домах престарелых. Эти люди были активными членами нашей Церкви, несли свою копейку на благосостояние церковное. Сейчас они требуют от нас внимания и простой человеческой, не говоря уж о духовнической, заботы». Церковная организация Шел серьезный разговор по вопросам собственности и реставрации церков¬ных зданий, о существующих трудностях и проблемах. Как отметил в докладе митрополита Ростовский ВЛАДИМИР: «Главным является сейчас укрепление соборного начала в жизни Церкви. Принцип соборности должен пронизывать деятельность всех церковных учреждений в центре и на местах». Развернулась горячая полемика по вопросу о решении Архиерейского Собора 1961 г. об отстранении настоятелей храмов от руководства финансовохозяйственной деятельностью приходов. Мнения разошлись. Одни считали, что это положительное явление. Архиепископ ХРИЗОСТОМ даже сказал: «Я думаю, что великое промыслительное благо Божие, что в 1961 г. отказались от административной деятельности». Другие же присутствующие утверждали, что это решение «вопреки добрым ожиданиям, себя не оправдало. Постепенно все более определенным становилось мнение подавляющего большинства верующих о том, что священник как духовный руководитель прихода, несущий ответственность за его состояние перед всей Церковью и Богом, не может быть отстранен от решения материальных вопросов, касающихся жизни общины. «Задача настоящего Собора состоит в том, чтобы устранить это противоречие, и в Устав Русской Православной Церкви, который нам надлежит принять, внести такие определения, которые отвечали бы каноническим нормам церковной жизни». Об истинном укреплении православной общины повел разговор архиепископ ГЕРМАН: «Строительство новых храмов — вопрос очень серьезный. Нельзя ли предусмотреть, чтобы в этих новых храмах были условия для того, чтобы люди могли собраться до богослужения и после, повидаться, поговорить о своих делах, труде и отдыхе». При этом владыка ГЕРМАН ссылается на свой опыт в Германии, говоря: «Мы можем поучиться у наших западных собратьев. Посмотрите, при любом храме на Западе обязательно есть церковный дом, где собираются верующие: духовенство проводит беседы, верующие обсуждают свои мирские заботы, которые касаются и церковных дел». Духовное образование и просвещение На Соборе выступил с докладом о духовном образовании в Русской Православ¬ной Церкви председатель Учебного комитета при Св. Синоде и ректор Московских Духовных школ архиепископ Дмитровский АЛЕКСАНДР: «Духовные школы удовлетворяют нужду Русской Православной Церкви в священнослужителях лишь на половину, что касается, в первую очередь, средней полосы России, Поволжья, Урала и Сибири». Владыка подчеркнул необходимость открытия новых семинарий, особо остановился на проблеме нехватки преподавательских кадров: «Весьма остро стоит вопрос об уровне преподавания в учебных заведениях РПЦ, который должен отвечать высоким требованиям современности. Особенного внимания требует состояние учебных пособий, основной фонд которых составляют книги дореволюционных изданий». «Необходимо сосредоточить подготовку церковнослужителей, регентов и певчих на специальных епархиальных курсах. Назрел вопрос об открытии церковной иконописной школы, научнобогословского центра РПЦ и об издании печатных органов при каждой Духовной Академии». В дискуссии кроме высказываний ректоров Ленинградских Духовных школ и Одесской семинарии выступил бывший ректор Ленинградских школ архиепископ Смоленский КИРИЛЛ. Владыка говорил о тяжелых недостатках, которые связаны с ситуацией прошлых десятилетий. Выпускник Духовной семинарии часто беспомо¬щен в вопросах душепопечения и «не способен отвечать на те вопросы, которые к нему обращают современные люди. Семинария должна направлять всю свою программу, все свои курсы, все свои усилия к тому, чтобы подготовить современного пастыря, способно служить, проповедовать, отвечать людям на волнующие их вопросы». Архиепископ Куйбышевский ИОАНН подхватил мысль: «Образование — это дело не частное, оно входит во всю жизнь Церкви Христовой. Я имею в виду перенесение образования из стен духовных школ также и на приходы». Он предлагает для подготовки студентов в Духовные семинарии создать катехизаторские курсы при каждом кафедральном соборе. На злободневность намеченной темы указывает архиепископ Омский ФЕОДОСИЙ и говорит: «На предсоборном Архиерейском собрании и сегодня на Поместном Соборе у нас не прозвучало ни разу слово «миссионерство». А, например, в ОмскоТюменской епархии 126 приходов евангелических христианбаптистов, 80 приходов лютеран и всего 13 православных храмов. У нас нет ни одного прихода на БАМе, а у баптистов уже — 10, у меннонитов есть семинария, а у мусульман — медресе закрытого типа, в котором воспитываются дети». Мирянин В. Г. ПУЦКО из Калужской епархии правильно объяснил слабый уровень православной катехизации: «До недавнего времени — ну, чего скрывать — этим заниматься боялись, потому что это могло навлечь обвинение в религиозной пропаганде». Дополнительный аспект духовного образования затронул архиепископ Берлинский ГЕРМАН: «Насколько мне известно, возможно получать стипендии для продолжения учебы выпускниками наших духовных школ в богословских учебных заведениях Европы. Если бы мы пользовались этими стипендиями, то наши ученики получали бы более широкий кругозор, знание иностранных языков, вникали бы в проблематику современной богословской научной мысли Запада и, вернувшись, несомненно, обогатили бы наши духовные учебные заведения и дали бы больше полезных сведений нашим ученикам в академии и семинарии». С удовольствием следует отметить, что немалое число православных студентов успешно учится в немецких богословских учебных заведениях. Издание духовной литературы Всем было ясно, что Церковь испытывает нужду в библейской и богословской литературе. Приведу слова Г. Н. ЛОБАЕВА из Калининской епархии с предложением по поводу издательской деятельности: «Всем известно, что воспитание начинается с самого раннего детства. Я, будучи отцом троих детей, вплотную столкнулся с отсутствием методики религиозного воспитания. В нашем обществе, начиная со школы, — да и ранее, — ребенок попадает в максимально выверенную, десятилетиями отработанную систему атеистического воспитания. Поскольку закон нашей страны не позволяет систематического общественного воспитания детей в православной традиции, а родители подчас не имеют достаточного образовательного уровня, предлагаю подумать о возможности издания книги, изложенной современным языком, по образцу дореволюционного учебника «3акон Божий». В заключение хочу подчеркнуть: Поместный Собор 1988 г. в честь празднования тысячелетия Крещения Руси явился новым кульминационным пунктом в жизни Русской Православной Церкви. После репрессий и преследований в течение семидесяти лет, в первый раз со времени Поместного Собора 191718 гг. Русская Церковь получила возможность публично решать вопросы в разных областях церковной деятельности, анализировать ситуацию, определять новые пути. Следует отметить, что архиереи, священнослужители и миряне открыто и свободно выражали свои мнения и желания, подвергали критике конкретные непорядки, но это была доброжелательная критика на пользу Русской Церкви. Множество их требований нашло выражение в резолюциях, определениях и решениях Поместного Собора. Можно сказать, что идеи Поместного Собора 1917–1918 гг. реализовались в качестве духовных импульсов для Русской Православной Церкви только в 1988 г. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|